ВРАКИ.НЕТ
ВРАКИ.НЕТ $$$
г. Москва
В избранном  

Дитя снегопада

Жизнь на Севере сурова, но отличается особенной красотой. Это отразилось как в бытовых  традициях, так и мифологии.  Точно также для жизни важно буквальное и символическое влияние стихий.  Взгляд на мир эвенкийского народа отражает общность Вселенной и человека,  учение о доме,  в котором тайга, вода и небо являются этим самым  «домом для всех». Его населяют растения, птицы, звери, и самые разные духи: как защитники, так и наделенные другим предназначением. 

Эвены и эвенки – коренные немногочисленные народы  Дальнего Востока и северо-восточной Сибири. По языковому разграничению  входят в тунгусо-маньчжурскую группу алтайской языковой семьи.  Устаревшее  название обоих народов – тунгусы. Кроме того, их называли ламутами — от «лам» —море. Теперь представители этих народов обитают  в Республике Саха (Якутия); в ее северовосточных и юго-западных улусах.

Снежнорожденная

Для  тунгусов ключевое значение всегда  имело имя: без него человека не существовало. Поэтому и по сей день его  выбирают продуманно. У одного эвенка появился ребенок, девочка.  Когда отец вышел на улицу, был снегопад. И было решено назвать новорожденную «Синильга». Младенец вырос и стал умной и красивой девушкой-шаманкой. Молодая шаманка была искусной в своем деле и производила впечатление на каждого, кто ее знал.
Но внезапно  жизнь  красавицы оборвалась, и никто не мог понять, почему. По тунгусскому обычаю, Синильгу похоронили в пустой деревянной колоде, на  речном берегу.. До обращения в христианство эвены и эвенки  совершали воздушное захоронение –на обрубленных деревьях или столбах.  Исследователь Туголуков отмечал: «Применялось как заворачивание (зашивание) тела в кожу или бересту, так и положение тела в гроб, которым служила выдолбленная колода. Тело без гроба прикрывалось ветвями, либо над ним водружали шалаш или “балаган”». Подобные погребения встречаются в местностях Авлондьа, Ээтиркит, Дайик :у ламунхинских эвенов), у тюгясиров – в бассейне реки Хобоол, Лабыктандьа, у озер Кимпииччэ,Мэрээти. Современные — местность Авландя, посёлок Себян-Кюель.
 
Дитя снегопада

Воздушное захоронение в тайге

Девушка не обрела покоя, а возможно,  просто очень любила жизнь. Дух эвенки стал бродить среди живых и творил разные чудеса Никакого вреда Синильга обычно не причиняла. Проказничала, чтобы напомнить людям о себе. Например, она разбрасывала по чуму вещи. Или перемещала их с обычного места. Наиболее часто она навещала одиноких молодых  охотников, стучала в их окна. Некоторые даже видели ее образ, слышали голос. Её присутствие  чувствовалось, как  дуновение легкого ветерка, порыв воздуха. Однако, после этого человеку становилось очень холодно, даже если в доме было хорошо натоплено. Иногда появление шаманки сопровождалось необычными шумами, она являлась в окружении фантастических созданий. Однако, если какой-нибудь из мужчин поддавался ее очарованию, и уступал мольбам красавицы о любви, то снежная девушка в порыве страсти забирала энергию и жар жизни заворожённого влюбленного. Интересно, что во многих преданиях и сказках можно прочесть о героинях, напоминающих Синильгу: это Снегурочка, Белоснежка, Белая колдунья из Нарнии, и, конечно, Снежная Королева.

Синильга была красива, но рассказывали, что губы колдуньи — синего цвета. Потому она и не показывается днем, чтобы это не заметили.  А еще нельзя было смотреть ей в глаза: взгляд шаманки мог заморозить живого. Чтобы избежать гибели, люди бежали к шаманам и просили защиты. Те делали, что могли, а может — создавали видимость,  ведь они  не только отгоняли неприкаянную от жилищ, но и призывали ее на помощь, проводя особые обряды  в случае необходимости. Она ведь могла когда-то лечить, и ей были доступны потусторонние знания.

Женский шаманизм 

Женский шаманизм — интересное  явление само по себе: На якутском и тунгусском языках шаманку называют "удаган", в русском звучит "удаганка"женщины-шаманки в наши дни занимаются в основном лечением, предсказаниями, коррекцией судьбы человека. Главная цель шаманского лечения - усиление «защитного пояса» - курчуу, ослабление которого приводит к тому, что человек заболевает.  Шаманский дар, как и любой другой талант, достается человеку от предков, родственников. Он наследуется по прямой и боковой ветви родства. В случае унаследования человеком этого дара и по материнской, и по отцовской линии, он получает силу, удвоенную двумя генеалогическими традициями. Таковы, очевидно, те, которых в народе считают шаманами укту кам, то есть посвященными.  
Знаменитая удаганка  Анна Павлова  могла точно указать, в каком месте лежат на дне реки или озера тела утонувших выводила из леса заблудившихся, вызывала дожди при сильных пожарах, умела читать чужие мысли. Она также лечила людей специфичными, но действенными методами.  Она была очень высокой для якуток (190 см) и при этом отличалось прекрасным сложением. У нее была светлая кожа, правильные и выразительные черты лица, большие проницательные глаза, глубокий низкий голос, "вызывающий холод по спине", длинные пышные волосы.  В молодости бывала на приемах  в высшем обществе Петербурга.  Также ей удалось счастливо выйти замуж. Они с  мужем удочерили девочку: с рождением детей у Анны были свои сложности. Умерла шаманка в феврале 1929 или 1930 года. Накануне она предсказала сильнейшую снежную бурю - и умерла, когда эта буря во всю разошлась.
 
Дитя снегопада
Портрет актрисы Евгении Манджиевой. Так могла выглядеть Анна Павлова в юности. Подлинный портрет можно найти в сети.

Синильга и её сестры

Тоже  снежная и нежная, Синильга  недолюбила при жизни, была холодна, как лед, но тосковала по живому теплу. Жизнь и ее завершение стали в ней одним целым, как ритуальный  бубен и его магический  звук. Говорят,  девушку  и сейчас можно повстречать в тайге.  К чему будет эта встреча — кто знает… О том, что удаганки начали осваивать небесные и подземные просторы раньше мужчин-шаманов, свидетельствуют многие сюжеты древнего якутского эпоса олонхо. В этих сюжетах в волшебные приключения, сражения и подвиги главных мифических героев-богатырей то и дело вмешиваются удаганки нижнего или верхнего миров, зачастую полностью меняя ситуацию и её конечные результаты. Шаманки всемогущи, смелы и решительны, они превращаются то в прекрасных белоснежных журавлей-стерхов, то в огромных восьминогих пятнистых быков, то воскрешают мёртвых и освобождают пленённых, то вершат суды и предсказывают будущее. Причём в количественном составе их примерно раз в десять больше, чем шаманов-мужчин, и только удаганки летают по небу, оставляя шаманам-ойунам средний и нижний миры.
Была ли такой Синильга? С уверенностью можно сказать, что она отличалась от обычных людей.  Какими бы ни были ее способности, имя этой девушки до сих пор — на слуху. Если же кто-то о ней не слышал и не знал, то после этого непременно  захочет узнать больше.
 
Дитя снегопада

Источники: 

Туголуков В.А. Эвенки и эвены // Семейная обрядность народов Сибири. – М.: Наука, 1980б. – С. 165-177.

Сорочинский А. В таёжных дебрях Подкаменной Тунгуски. — 2013, 197 с.

Шишков В. Угрюм-река (роман, любое издание)

Дитя снегопада
Дитя снегопада
 
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Оставьте первый комментарий
 
51