В романе «Мастер и Маргарита» не поднимается тема отцов и детей. Автор раскрывает темы любви, творчества, добра и зла, смерти и бессмертия, личной ответственности человека.
2.Как звали начальника тайной службы при Понтие Пилате, скрывающего свое лицо в капюшоне, по-вашему кем бы он мог быть?
Начальника тайной службы при Понтии Пилате, который скрывал свое лицо, звали Афраний. С виду он добродушен и лукав, ироничен. Исполняет приказы прокуратора. Афрания как бы нет, и в то же время он всюду присутствует. Версий, кто это, можно назвать несколько: сам Воланд, олицетворение совести, Смерть, которая безоценочно делает свою работу.
3.Какой из пороков Иешуа считает одним из самых страшных и почему?
Пророк Иешуа считает самым страшным пороком трусость, и вот почему: Понтий Пилат благодарен Иешуа, он хорошо относится к герою и не желает его гибели. Но опасение все потерять — статус, власть и страх перед неуправляемой толпой заставляют его приговорить Иешуа. Хотя прокуратор понимает, что это — ошибка, его мучает совесть — также самый страшный карающий голос.
4.В композиции романа каким элементом является сцена бала сатаны?
В композиции романа сцена бала является кульминацей: она решает судьбу Мастера и Маргариты, объединяет московские сцены — они приходят к единой точке. Это — триумф Воланда, ради которого и были многие затеи в произведении.
5.К кому и почему обращается Воланд на балу ста королей с такими словами: «Вы уходите в небытие...»?
На балу Ста королей Воланд обращается с такими словами к Берлиозу, голову которого ему подносят на блюде. Затем эта голова превращается в кубок-череп, из которого Воланд «радостно пьет за бытие». Так происходит потому, что Берлиоз при жизни не верил в посмертие, для него за гранью не было ничего. Воланд же таким страшным образом показал герою, как тот ошибался. Но, если верил в небытие, в него и ушел.
6.О ком и почему Левий Матвей сказал: «Он не заслужил света, он заслужил покой?»
Левий Матвей сказал так о Мастере, авторе романа. Это было решение свыше. Вряд ли бы Мастер вынес свет, на это тоже требуются силы. Мастер ошибался и страдал, он был создателем романа, который можно назвать великим. Но сам сам герой не был велик и безгрешен. Поэтому покой — награда, которая ему по силам.
7.В чём своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита»?
Композиция романа «Мастер и Маргарита» - роман в романе. Один - о судьбе Мастера, другой - о Понтии Пилате. С одной стороны, они противопоставляются друг другу, с другой – составляют одно целое. Мастера тревожат те же проблемы, что и прокуратора. В конце романа Москва соединяется с Ершалаимом – один роман совмещается с другим, переходя в одну сюжетную линию. Читая произведение, читатель находится в двух реальностях: 30-х годах XX века и 30-х годах I века новой эры. В романе существует три сюжетные линии: философская - Иешуа и Понтий Пилат, любовная - Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая - Воланд, вся его свита и москвичи. Эти линии связаны между собой образом Воланда, который – вне времени. Сюжетные линии объединяются бесконечности. Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах, где совершается спор Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. В этой сцене Булгаков выявляет относительность человеческого знания, утверждая ответственность человека за свои деяния. О правде автор говорит в библейских главах, которые составляют центр романа. Ход современной жизни раскрывается в рассказе Мастера о Понтии Пилате. Роман включает в себя два повествовательных плана — сатирический, бытовой и символический или мифологический. Действие библейского плана построено в соответствии с христианским каноном, в него введены воспоминания о прошлом и предсказания будущего. В потустороннем мире время – недвижимо: писатель исображает бесконечно длящуюся полночь, во время которой происходит бал Сатаны, или же – вечный день, в течение которого приходит покой в конце романа. И только в реальном мире московской жизни действие продолжается четыре дня и время течет в традиционных рамках. В основе мифологической линии романа — авторская версия Евангелия. Булгаков не пересказывает жизнь Иисуса, а создает на основе библейского мотива новый мир. Поэтому в описании Ершалаима использованы временные, пространственные и бытовые детали. Поскольку введение в литературное произведение библейских персонажей могло быть воспринято как пропаганда религии, Булгаков отводит библейский план в строну, поэтому использован прием романа в романе, о котором говорилось выше. Только к концу произведения фантастическая линия становится доминирующей, определяя авторскую позицию. Чтобы связать все планы романа между собой, автор использовал систему своеобразных уровней, постепенно выводя повествование из реального плана - быта Москвы, в мифологический – великий бал Воланда. Таким образом, композиция в романе отличается сложностью, выстраиваясь на нескольких уровнях.
8.Назовите основные сюжетные линии романа.
В произведении есть три сюжетные линии:
Ершалаимские главы
Москва в 30-е годы
Любовная линия Мастера и Маргариты
Эти линии объединяет образ Воланда. Ершалаимские главы: это история Пилата и бродячего философа Иешуа, роман, в связи с которым развиваются все события;Московские главы: посвящены приключениям Воланда и его свиты. По сути, их миссия — наказать недалеких и жадных москвичей за недостатки;Линия любви Мастера и Маргариты: запретное, жертвенное и всесильное чувство: силой своей страсти и любви Маргарита спасает Мастера.
9.Кто стал прототипом Маргариты?
«Мастер и Маргарита» - автобиографичное произведение:в образе Мастера можно узнать самого Булгакова, а в образе Маргариты - его его жену, Елену Сергеевну.
10.Для чего Булгаков вводит в произведение Ершлаимские главы и какова их роль?
Ершалаимские главы — в них передставлены два героя: Понтий Пилат и Иешуа Га-ноцри. Они являются полными противоположностями друг другу. Так Иешуа Га-ноцри является носителем главных истин и добра. Он имеет дар ясновидения, исцеления, нестяжательства (бескорыстия). Пилат — просто человек. Он одинок, у него болит голова. Прокуратор ищет порядка, а не истины. И собаке Банге доверяет больше, чем жене… Словом, два разных мира. Герои спорят и философских проблемах, о бытии, вплоть до самой смерти и даже после этого.Сюжетная линия построена именно на поиске общей для них истины.
11.О ком или о чем по словам мастера он писал роман?
Мастер писал роман о Понтии Пилате, он (мастер) выиграл в лотерею и начал писать. Понтий Пилат — это человек, который вынужден пойти против себя, своей совести. Так поступил и Мастер, когда жёг свой роман: одна из причин, по которой герой не заслужил света.
12.Где поселился Воланд со своей свитой в Москве?
В «нехорошей» квартире № 50. Москва, Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж. Это — реально существующая квартира, ныне — музей.
13.Кто до этого жил в том месте и что с ним стало?
До поселения Воланда в квартире жил директор варьете Степа Лиходеев, которого загадочным образом «переселило» в Ялту. Перечислите, кто входил в свиту Воланда. В свиту Воланда входили: Коровьев, Азазелло (демон-убийца), Гелла (ведьма-вампир), кот Бегемот (потусторонняя сущность в виде кота).
14.Приведите пару примеров сатирического изображения москвичей и коротко прокомментируйте их.
В романе сатирически изображается Семплеяров Аркадий Аполлонович, который на сеансе «черной магии» требует разоблачения. Эту просьбу и выполняют, разоблачая тот факт, что у респектабельного и требующего честности Семплеярова есть любовница. В итоге он получает от жены зонтиком. Сатирой является сцена в магазине, когда по-своему несчастные москвички остаются полураздетыми, потому что свою одежду обменяли не иллюзорную модную и бесплатную… Все ринулись на сцену, не подумав, как такое вообще может быть. Картина с нарядами была очень заманчивой, но думать, все-таки, нужно. Не жадничать.
15.В романе есть несколько ключевых слов, связанных с основными идеями писателя, например: истина, вера, свобода (найдите еще одно понятие)
Это слово — милосердие: Марго проявляет милосердие к Фриде, прося у Воланда, чтобы Фриде перестали подавать злополучный платок — свидетельство ее преступления. У Маргариты есть всего лишь одна просьба, и она просит не за себя, а за другую женщину. Свое же Маргарита получает уже в иных обтоятельствах, так как инициативу прощения Фриды Воланд отдает королеве Бала.
1.Какая тема не поднимается в романе?
В романе «Мастер и Маргарита» не поднимается тема отцов и детей. Автор раскрывает темы любви, творчества, добра и зла, смерти и бессмертия, личной ответственности человека.2.Как звали начальника тайной службы при Понтие Пилате, скрывающего свое лицо в капюшоне, по-вашему кем бы он мог быть?
Начальника тайной службы при Понтии Пилате, который скрывал свое лицо, звали Афраний. С виду он добродушен и лукав, ироничен. Исполняет приказы прокуратора. Афрания как бы нет, и в то же время он всюду присутствует. Версий, кто это, можно назвать несколько: сам Воланд, олицетворение совести, Смерть, которая безоценочно делает свою работу.3.Какой из пороков Иешуа считает одним из самых страшных и почему?
Пророк Иешуа считает самым страшным пороком трусость, и вот почему: Понтий Пилат благодарен Иешуа, он хорошо относится к герою и не желает его гибели. Но опасение все потерять — статус, власть и страх перед неуправляемой толпой заставляют его приговорить Иешуа. Хотя прокуратор понимает, что это — ошибка, его мучает совесть — также самый страшный карающий голос.4.В композиции романа каким элементом является сцена бала сатаны?
В композиции романа сцена бала является кульминацей: она решает судьбу Мастера и Маргариты, объединяет московские сцены — они приходят к единой точке. Это — триумф Воланда, ради которого и были многие затеи в произведении.5.К кому и почему обращается Воланд на балу ста королей с такими словами: «Вы уходите в небытие...»?
На балу Ста королей Воланд обращается с такими словами к Берлиозу, голову которого ему подносят на блюде. Затем эта голова превращается в кубок-череп, из которого Воланд «радостно пьет за бытие». Так происходит потому, что Берлиоз при жизни не верил в посмертие, для него за гранью не было ничего. Воланд же таким страшным образом показал герою, как тот ошибался. Но, если верил в небытие, в него и ушел.6.О ком и почему Левий Матвей сказал: «Он не заслужил света, он заслужил покой?»
Левий Матвей сказал так о Мастере, авторе романа. Это было решение свыше. Вряд ли бы Мастер вынес свет, на это тоже требуются силы. Мастер ошибался и страдал, он был создателем романа, который можно назвать великим. Но сам сам герой не был велик и безгрешен. Поэтому покой — награда, которая ему по силам.7.В чём своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита»?
Композиция романа «Мастер и Маргарита» - роман в романе. Один - о судьбе Мастера, другой - о Понтии Пилате. С одной стороны, они противопоставляются друг другу, с другой – составляют одно целое. Мастера тревожат те же проблемы, что и прокуратора. В конце романа Москва соединяется с Ершалаимом – один роман совмещается с другим, переходя в одну сюжетную линию. Читая произведение, читатель находится в двух реальностях: 30-х годах XX века и 30-х годах I века новой эры. В романе существует три сюжетные линии: философская - Иешуа и Понтий Пилат, любовная - Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая - Воланд, вся его свита и москвичи. Эти линии связаны между собой образом Воланда, который – вне времени. Сюжетные линии объединяются бесконечности. Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах, где совершается спор Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. В этой сцене Булгаков выявляет относительность человеческого знания, утверждая ответственность человека за свои деяния. О правде автор говорит в библейских главах, которые составляют центр романа. Ход современной жизни раскрывается в рассказе Мастера о Понтии Пилате. Роман включает в себя два повествовательных плана — сатирический, бытовой и символический или мифологический. Действие библейского плана построено в соответствии с христианским каноном, в него введены воспоминания о прошлом и предсказания будущего. В потустороннем мире время – недвижимо: писатель исображает бесконечно длящуюся полночь, во время которой происходит бал Сатаны, или же – вечный день, в течение которого приходит покой в конце романа. И только в реальном мире московской жизни действие продолжается четыре дня и время течет в традиционных рамках. В основе мифологической линии романа — авторская версия Евангелия. Булгаков не пересказывает жизнь Иисуса, а создает на основе библейского мотива новый мир. Поэтому в описании Ершалаима использованы временные, пространственные и бытовые детали. Поскольку введение в литературное произведение библейских персонажей могло быть воспринято как пропаганда религии, Булгаков отводит библейский план в строну, поэтому использован прием романа в романе, о котором говорилось выше. Только к концу произведения фантастическая линия становится доминирующей, определяя авторскую позицию. Чтобы связать все планы романа между собой, автор использовал систему своеобразных уровней, постепенно выводя повествование из реального плана - быта Москвы, в мифологический – великий бал Воланда. Таким образом, композиция в романе отличается сложностью, выстраиваясь на нескольких уровнях.8.Назовите основные сюжетные линии романа.
В произведении есть три сюжетные линии:9.Кто стал прототипом Маргариты?
«Мастер и Маргарита» - автобиографичное произведение:в образе Мастера можно узнать самого Булгакова, а в образе Маргариты - его его жену, Елену Сергеевну.10.Для чего Булгаков вводит в произведение Ершлаимские главы и какова их роль?
Ершалаимские главы — в них передставлены два героя: Понтий Пилат и Иешуа Га-ноцри. Они являются полными противоположностями друг другу. Так Иешуа Га-ноцри является носителем главных истин и добра. Он имеет дар ясновидения, исцеления, нестяжательства (бескорыстия). Пилат — просто человек. Он одинок, у него болит голова. Прокуратор ищет порядка, а не истины. И собаке Банге доверяет больше, чем жене… Словом, два разных мира. Герои спорят и философских проблемах, о бытии, вплоть до самой смерти и даже после этого.Сюжетная линия построена именно на поиске общей для них истины.11.О ком или о чем по словам мастера он писал роман?
Мастер писал роман о Понтии Пилате, он (мастер) выиграл в лотерею и начал писать. Понтий Пилат — это человек, который вынужден пойти против себя, своей совести. Так поступил и Мастер, когда жёг свой роман: одна из причин, по которой герой не заслужил света.12.Где поселился Воланд со своей свитой в Москве?
В «нехорошей» квартире № 50. Москва, Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж. Это — реально существующая квартира, ныне — музей.13.Кто до этого жил в том месте и что с ним стало?
До поселения Воланда в квартире жил директор варьете Степа Лиходеев, которого загадочным образом «переселило» в Ялту. Перечислите, кто входил в свиту Воланда. В свиту Воланда входили: Коровьев, Азазелло (демон-убийца), Гелла (ведьма-вампир), кот Бегемот (потусторонняя сущность в виде кота).14.Приведите пару примеров сатирического изображения москвичей и коротко прокомментируйте их.
В романе сатирически изображается Семплеяров Аркадий Аполлонович, который на сеансе «черной магии» требует разоблачения. Эту просьбу и выполняют, разоблачая тот факт, что у респектабельного и требующего честности Семплеярова есть любовница. В итоге он получает от жены зонтиком. Сатирой является сцена в магазине, когда по-своему несчастные москвички остаются полураздетыми, потому что свою одежду обменяли не иллюзорную модную и бесплатную… Все ринулись на сцену, не подумав, как такое вообще может быть. Картина с нарядами была очень заманчивой, но думать, все-таки, нужно. Не жадничать.15.В романе есть несколько ключевых слов, связанных с основными идеями писателя, например: истина, вера, свобода (найдите еще одно понятие)
Это слово — милосердие: Марго проявляет милосердие к Фриде, прося у Воланда, чтобы Фриде перестали подавать злополучный платок — свидетельство ее преступления. У Маргариты есть всего лишь одна просьба, и она просит не за себя, а за другую женщину. Свое же Маргарита получает уже в иных обтоятельствах, так как инициативу прощения Фриды Воланд отдает королеве Бала.