ВРАКИ.НЕТ
ВРАКИ.НЕТ $$$
г. Москва
В избранном  

Золотой век Голливуда

США И СИНЕМА
Кино – настоящий маг. Так было и остается. Ничто не завораживает больше, чем живое движение, речь, действие, запечатленные на различных носителях благодаря искусству кинематографа. Вот уже многие годы прочные позиции во всем мире удерживает американский кинематограф. Можно как угодно долго его хвалить или порицать за явную коммерциализацию и стремление к внешним эффектам в ущерб содержанию, но его вклад в историю и культуру  сложно оспорить. Покорение умов и сердец американским кино началось не сразу и не мгновенно его время стало золотым – вначале были патентная война между Эдисоном и кинопроизводетелями, которые, не желая работать на положении «даннников», стали осваивать благословенную почву Западного Побережья. В 1909 году на голливудской Миши-роуд появились павильоны первой стационарной кинофабрики, затем Уильям Фокс, будущий владелец известнейшей теперь компании «ХХ век Фокс», подал иск против монополиста «Моушн Пикчерз Патент Компани» и выиграл! В общем же победное шествие американского кино началось с небольшого клочка земли, название которого теперь известно всему миру: еще в 1886 году Дейда Уилконс из Канзас-Сити вместе мужем застолбила земельный участок в окрестностях Лос-Анджелеса, назвав его «Hollywood» — от английского «holly» — остролист и «wood» — лес. Предприимчивая пара сдавала территорию в аренду, поэтому она росла и к 1930 году «остролиственный лес» стал частью города Ангелов. Первым кинематографистом, который ступил на эти, овеянные романтикой, земли, стал Уильям Зелиг, купивший их часть и разместивший на них филиал своей компании.

ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ
Сегодня существует разное кино – немое, звуковое, цифровое, игровое, артхаусное, которое стало неотъемлемой частью действительности для человека. На заре своего развития оно было лишено цвета и голоса, зато отличалось особенной динамикой и манерой игры. Одним из выдающися кинорежиссеров той поры стал Девид Уорк Гриффит(1875 – 1948), который к 1913 году, за пять лет работы, сумел снять около пятисот лент, отличающихся новыми приемами: ретроспекцией, крупным и дальным планами, съемкой движущейся камерой. параллельным монтажом, (родоначальником монтажа в американском кинематографе признан Эдвин Стантон Портер, 1870 — 1941), Создатели наиболее ранних кинолент снимали одно определенное действие, пока хватало пленки в камере. Когда фильмы стали длиннее, стали снимать отдельные эпизоды, «картины», последовательно соединять их. Немое кино – явление для современного зрителя непривычное, вместе с тем,оно просто было другим.«Рождение нации»(1915) и «Нетерпимость»(1916) – лучшие творения Гриффита. Критика назвала фильм «шедевром на все времена», «венчающим и оправдывающим всю школу американской кинематографии» . У Гриффита были заняты такие актеры, как Дороти и Лилиан Гиш, Роберт Харрон, Мэй Марш, Мэри Пикфорд. Мэри Пикфорд – актриса и продюсер, обладательница титула «Возлюбленная Америки». Первый фильм с ее участием вышел в 1909 году, всего же она снялась в двухстах пятидесяти. Ее амплуа – трогательные, юные героини, поэтому ее называли «маленькой Мэри».Пик ее карьеры – двадцатые годы, к концу которых все американское кинопроизводство сосредоточилось в Лос-Анджелесе. Пикфорд стала соучредителем независимой компании «Unaited Artists» (вместе с Гриффитом, Чаплиным, Д.Фэрбенксом), снялась в звуковом фильме, за который получила первый «Оскар». Второй – в 1976 году, за вклад в развитие кино. Эта красивая и талантливая леди прожила долгую жизнь, оставшись ярчайшей звездой своего времени.

ЗОЛОТАЯ КЛАССИКА
Промежуточный период 1930-х, начала 1950-х годов получил название «Золотого века» Голливуда и был ознаменован выходом на экран фильма А.Кросленда «Джазовый певец» (1927), в котором были озвучены несколько минут вокала. Это оказало значительное влияние на развитие киноиндустрии – пришел в упадок популярный тогда жанр «водевиль», многие артисты потеряли работу – из-за неподходящего голоса, некоторые стали успешно сниматься в новых фильмах, было налажено серийное производство.Первыми на возникновение звукового кино отреагировали «Уорнер Бразерс», «XX век Фокс» и «Парамаунт»: студии были переоборудованы, но требовались новое видение, новые жанры. Создание игровых фильмов в 1920-е предполагало не только развлечение аудитории, но и диалог с ней, что очень важно. Повышенный интерес к звуковому кино продолжался около трех лет. В период экономического кризиса и Великой депрессии 1929 – 1933 годов кино стало способом отвлечься, своеобразной «таблеткой радости» для общества. Благодаря звуку, в кинематографе появились такие жанры, как гангстерский фильм, вестерн, фильм ужасов, комедия, мелодрама, мюзикл. Ведущие киностудии выпускали в среднем по пятьсот картин в год. Когда появился звук, Дуглас Фэрбенкс, известный по фильму «Черный пират», отметил: «мне кажется, мы потеряли красоту…», но она просто стала другой. Многие картины, вышедшие в период «Золотого века», вошли в классику мирового кинематографа. Среди них – «Волшебник страны Оз», производства «Метро-Голдвин-Майер», США, 1939 г. Режиссёры: В. Флеминг, К. Видор, Р. Торп. Считается одним из лучших музыкальных фильмов, самая знаменитая песня – «Выше радуги», в главной роли была занята Джуди Гарланд. У нас эта история известна под названием «Волшебник Изумрудного Города» и режиссеры не устают переснимать ее – ценности, заложенные в этой удивительной сказке, — вечны. Следующий знаковый фильм «Золотого века» — «Gone with the Wind», знаменитые «Унесенные ветром». Производство: «Селзник интернэйшнл», США, 1939 г. Автор сценария: С. Хауард, по одноимённому роману М. Митчелл. Режиссёры: Дж. Кьюкор, В. Флеминг, С. Вуд. В ролях: К. Гейбл, В. Ли, Л. Хоуард и другие. Эта история создавалась непросто и долго, но результат того стоил: в конце сентября 1939 года в одном из кинотеатров городка Санта-Барбара показали фильм — публика долго аплодировала в финале, и Селзник, собиравший лично карточки с отзывами, не смог сдержать слёз. Лоуренс Оливье был потрясен игрой неповторимой Вивьен Ли: «Я не ожидал, что она способна на это». «Скарлетт Вивьен Ли так прекрасна, что едва ли требует от актрисы таланта, и так талантлива, что не требует от исполнительницы подобной красоты; ещё ни одна актриса не соответствовала роли в такой степени», — писало влиятельное издание «Нью-Йорк таймс». 15 декабря 1939 года состоялась торжественная премьера «Унесённых ветром» в Атланте. Губернатор Джорджии объявил выходной для всего штата, а мэр Атланты устроил трёхдневный фестиваль. На одном из приёмов Кларк Гейбл встретился с автором, Маргарет Митчелл и поблагодарил её за книгу «Унесённые ветром» с автографом, которую она прислала Кларку, когда его утвердили на роль – для миллионов людей он стал Реттом Батлером, блистательным авантюристом. Интеллектуал Л. Хоуард блестяще сыграл трогательного Эшли Уилкса, Оливия де Хэвилленд – его жену Мелани. Фильм «Унесённые ветром» стал претендентом на двенадцать премий «Оскар» и в итоге выиграл восемь статуэток, что долгое время являлось рекордом. Первой актрисой-афроамериканкой, удостоенной приза Американской киноакадемии, стала Хэтти Макдэниел,за роль второго плана. Мемориальный приз им. Ирвинга Дж. Тальберга получил продюсер Дэвид О. Селзник. Эта прекрасная история любви и мужества не теряет популярности до сих пор. Еще один эталонный фильм того времени – «Касабланка», снятая на «Уорнер Бразерс» в 1942 году. Режиссёр: М. Кёртиц. Композитор: . Стейнер. В ролях: И. Бергман, Х. Богарт, П. Хенрайд, К. Рейнс, С. Гринстрит, П. Лорре, Д. Уилсон. История возникновения этой ленты тоже может служить основой сценария: в конце 1938 года писатель из Нью-Йорка Мюррей Барнет посетил ночной французский клуб «Прекрасная Аврора». Музыка, атмосфера напомнили ему о бродвейском шоу «Добро пожаловать всем», где звучала песенка Германа Хапфельда «Как бежит время». Под впечатлением Барнет, вместе с Джоан Элисон, написал пьесу «Все приходят к Рику». В конце 1939 года он предложил голливудским студиям сделать киновариант пьесы. Продюсер «Уорнер бразерс» Хол Уоллис приобрёл права на экранизацию пьесы. Однако, голливудская традиция требовала, чтобы фильм был выпущен под другим названием. Так появилась «Касабланка». Братья Эпстайны, наделенные ироничным складом ума и чувством юмора, наполнинли сценарий яркими героями, остроумными диалогами, но не успели закончить сценарий: их вызвали в Вашингтон для работы над серией патриотических документальных фильмов. Поэтому появился третий автор «Касабланки» — Говард Кох. Под его влиянием главный герой, Рик, приобрёл «левые» взгляды и темное прошлое. В начале 1942 года было объявлено, что главные роли сыграют Рональд Рейган, Энн Шеридан и Денис Морган. Однако Рейган показался Уоллису недостаточно циничным, и на роль Рика хотели пргласить Джорджа Рафта, прославившегося в гангстерских лентах и имевшего репутацию «крутого парня». Но Рафту не понравился сценарий, поэтому Рика в итоге сыграл Хэмфри Богарт. В конце апреля был написан третий вариант сценария, и Майкл Кёртиц приступил к работе. Этот режиссёр снял такие кассовые картины, как «Капитан Блад» и «Приключения Робин Гуда».. Основу сюжета «Касабланки» составляют отношения между загадочным эмигрантом-американцем Риком Блейном (Богарт) и Ильзой Лунд (Бергман). Когда-то она была его возлюбленной, и вот теперь им суждено встретиться в оккупированной немцами Касабланке.Рик – хозяин бара, где можно спокойно выпить, найти подружку, а в миг ностальгии сказать темнокожему пианисту: «Сыграй ещё раз, Сэм»- эта фраза войдёт в словари американского сленга. Героиня, Ильза, появляется в заведении «У Рика» вместе с мужем — антифашистом-подпольщиком Виктором Ласло. (Рик встречает гостей в белом костюме с чёрной бабочкой, Ильза просит его достать фальшивые документы и помочь им бежать из города. Рик согласен на всё, но захочет ли он снова потерять любимую женщину?.. В фильме есть и другие персонажи: шпионы и приспособленцы, немецкие офицеры и представители администрации Виши, главный из которых — шеф полиции Касабланки Луи Рено, которого сыграл Клод Рейнс. Финал в этот сложно снимавшийся фильм вошёл такой: Ильза прощается на аэродроме с Риком и улетает с Виктором. А Рик вместе с Луи скрываются в тумане под знаменитые слова: «Я думаю, Луи, это начало прекрасной дружбы». Заключительная фраза, придуманная Холом Уоллисом, решила всё. Съёмки «Касабланки» закончились в августе 1942 года. «Касабланку» зрители приняли с восторгом. Успеху фильма способствовало историческое событие: 8 ноября 1942 года войска союзников высадились именно в Касабланке. Когда в январе 1943 года президент Рузвельт возвратился с конференции в Касабланке, успех картины был уже предопределён. Рузвельт заказал копию фильма для гостей, приглашённых в его загородный дом на приём. «Касабланка» претендовала на восемь наград Американской киноакадемии, и в итоге получила три «Оскара» (за фильм, режиссуру и сценарий). Отметили также Ингрид Бергман: в её героине происходила постоянная борьба чувств. Когда Бергман поздравляли с исполнением роли в «Касабланке», она говорила: «Да, это было очень необычное испытание. Позвольте мне сказать вам, что мы и сами толком не знали, что там происходило…»«Касабланка» много раз выходила в повторный прокат в 1950-х и 1960-х годах, а в 1970-х была выпущена на видео — разошлось около миллиона кассет — огромный успех для старого фильма. В 1980-х годах с помощью компьютерных технологий кинематографисты Голливуда сделали цветную версию этой классической ленты. «Касабланка» входит в число лучших классических фильмов. Среди знаменитых имен той поры также можно назвать Гари Купера, Полет Годдар.

Поэтому этот период расцвета в истории американского кино заслуженно называется «Золотым веком». Тем более удивляет и залуживает уважения то обстоятельство, что люди самооотврженно работали и создавали шедевры во время войны. Кино может отличаться национальной спецификой, но национальной принаделжности, в общем-то, не имеет – можно выделять кого-то среди режиссеров, актеров, стран, больше или меньше любить те или иные жанры, но общечеловеческие идеалы, ориентиры, чувства, инстинкты не имеют расовых или других границ – они бесконечны, как фантазия, и так же многогранны, красочны. «Золотой век» американского кинематографа – это не только новые техники, лица, имена, милионная прибыль и полные залы, это, прежде всего, магия, созданная вооображением и усилиями одаренных людей. В старых фильмах таится особое очарование, в них живет дух времени, когда они были созданы. Это – самое ценное, «золотое», что в них есть, и так будет, пока существуют люди. И если архитектура – «застывшая музыка», кино – волшебство в движении.

Золотой век Голливуда
Золотой век Голливуда
 
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Оставьте первый комментарий
 
51