ВРАКИ.НЕТ
ВРАКИ.НЕТ $$$
г. Москва
Р.Г.
 
18.04.2023
   0
В избранном  

Тринитарии, или «ослиные братья»

История таких монашеских орденов, как тамплиеры, госпитальеры или тевтонцы, рассказана многократно и в любых видах, начиная от статей и книг и заканчивая фильмами. Но есть ордена, которым уделено гораздо меньше внимания.
 
А зря, потому что они не менее интересны и значимы. Один из таких —орден тринитариев.

Рабство как бизнес

Обычный человек редко задумывается над тем, как зарабатывались большие деньги в Средние века. Всевозможные подати, которые собирали князья, бароны и царствующие особы со своих подданных, не в счет. Ремесленничество? Сам по себе созидательный труд всегда стоил дешево, много им не заработаешь. Торговля. Уже лучше. Купить подешевле и продать подороже — этот принцип во все времена приносил купцам и всевозможным торговцам неплохие доходы. А уж если торговать товаром, который не требует производства, а способен производить сам, то лучше и придумать нельзя. Таким товаром на протяжении сотен и тысяч лет были рабы. Традиционно их захватывали во время войн и торговали ими не стесняясь. Невольничьи рынки процветали по всей Европе, и работорговлей вовсю занимались как христиане, так и мусульмане. Чему в немалой степени способствовали бесконечные Крестовые походы и войны за веру.
 
У мусульман особенной популярностью пользовался вид работорговли, при котором пленных не продают кому попало, а оставляют в заложниках ради выкупа. В особенности, разумеется, знатных пленных, потому как за них можно было получить гораздо больше, чем за простого солдата. К примеру, выкуп английского короля Ричарда Львиное Сердце из австрийского плена (да, мусульмане к этой печальной истории имели мало отношения, но началось все как раз с Крестового похода) обошелся английской казне в пять годовых доходов. Так что дело было очень выгодное.

Явление Христа и основание ордена

Жил во Франции молодой священник Жан де Мата, сын знатных родителей. С юного возраста он предпочитал отдавать деньги нищим и страждущим, а не тратить на гулянки, подобно своим ровесникам — отпрыскам богатых дворянских семей. Теологию он изучал в Парижском университете, был рукоположен в священники в декабре 1192 года, и, кода служил свою первую мессу 28 января 1193 года, было ему видение. Сам Иисус Христос предстал перед Жаном. Спаситель держал за руки двух пленников, закованных в цепи, — мавра и христианина. При этом в руках у христианина был посох с красно-синим крестом. Намек был прямой и однозначный — нужно создавать орден, задачей которого, помимо спасения души, будет освобождение христиан из рабского плена.
 
Как раз в это же время в лесу епархии Мо жил 70-летний отшельник Феликс Валуа, славившийся праведным образом жизни. Отец Жан нашел его, рассказал о своем видении и предложил поучаствовать в богоугодном начинании. Говорят, что, когда они гуляли по лесу и беседовали, обоим явился олень, между рогами которого сиял красно-синий крест. Это решило дело.
 
В январе 1198 года оба отправились в Рим с рекомендательными письмами от епископа Парижа. Папа Иннокентий III, как пишут хроники, «принял их с величайшей добротой и поселил в своем дворце». Хотя обычно Иннокентий III противился всяческим нововведениям, но тут быстро и полностью поддержал святое начинание, издав соответствующую папскую буллу (публичный указ) об основании нового монашеского ордена Пресвятой Троицы (Ordo Sanctissimae Trinitatis). Или тринитариев.
 
Первой и важнейшей духовной задачей ордена было (и остается) прославление Святой Троицы, а задачей, так сказать, вещественной, земной, материальной — освобождение пленных путем выкупа. На втором месте шло попечение больных и бедных, но здесь тринитарии не были оригинальными, этим занимались практически все ордена.
 
Монахи-тринитарии носили белые одежды с нашитыми красно-синими крестами и всячески подчеркивали мирный характер ордена. Так, к примеру, поначалу им запрещалось ездить на лошадях, поскольку лошадь носит на себе воинов, рыцарей. Поэтому только ослы. Отсюда и полушутливое народное название тринитариев — «ослиные братья». Кроме этого, они брали обет полного вегетарианства, пили только воду, ходили босиком и вообще старались всячески смирять плоть и, наоборот, возвышать дух.
 
Деньги на выкуп пленников братья-тринитарии добывали путем нищенства. Чтобы сборы шли активнее, даже давали театрализованные уличные представления на религиозные темы. А иногда, когда средств не хватало, предлагали в заложники себя вместо брата-христианина.
 
Существует впечатляющая статистика. С 1258 по 1696 год, благодаря тринитариям, более 30 000 рабов получили свободу (30 732, если быть точным). В среднем по 70 человек в год. Учитывая тогдашнее население Европы, весьма и весьма достойно.

Освобождение гения

Самым известным пленником, освобожденным тринитариями, стал всемирно известный автор «Дон Кихота» Мигель де Сервантес Сааведра. В 1570 году, в возрасте 23 лет, Сервантес, который в ту пору мало помышлял о литературной деятельности, стал морским пехотинцем в полку, который квартировал в Неаполе. Через год на борту галеры «Маркиз» началось его первое плавание, а через месяц в сражении при Лепанто он был ранен в левую руку и в грудь. Полгода будущий классик мировой литературы провел в госпитале, но руку вылечить не удалось — до конца жизни она уже не двигалась. Тем не менее Сервантес вернулся в полк, служил, участвовал в боях. В 1575 году на галеру «Дель Соль», на которой он находился, следуя в Барселону, напали алжирские пираты. Так Мигель де Сервантес оказался в плену.
 
Вот что писал он впоследствии в книге «Назидательные новеллы»: «Нас доставили в Алжир, где я встретился с монахами-тринитариями, выкупавшими пленных. Я заговорил с ними, объяснил, кто я такой, и они из сострадания выкупили меня, хотя я и чужеземец.
 
Сделали они это следующим образом: дали за меня 300 дукатов, из коих 100 внесли немедленно, а 200 обещали уплатить, когда возвратится корабль с подаяниями, предназначенными для выкупа одного из монахов ордена, оставшегося в Алжире под залог в 4 000 дукатов, издержанных им сверх своих наличных денег.
 
Милосердие этих отцов сочетается с таким состраданием и такою щедростью, что они сами отдают себя в плен, лишь бы только выкупить других пленников. Помимо счастья вернуть себе свободу, я разыскал еще и потерянную шкатулку с бумагами и распиской. Я показал ее благочестивому отцу, который меня выручил, и предложил ему, помимо суммы своего выкупа, еще 500 дукатов в целях погашения его собственного залога».
 
Так что за одного только «Дон Кихота» тринитарии заслуживают вечной благодарности даже от тех, кто никогда не был в плену.

Расцвет, упадок и возрождение

Шли годы и столетия. Росла слава тринитариев, и вместе с ней росло имущество и, соответственно, уменьшалась аскеза. К концу XVIII века «ослиные братья» владели множеством земель в разных европейских странах при 300 монастырях. К слову, почти сразу после основания ордена и первых монастырей возник так называемый второй орден тринитариев — женский. Забегая чуть вперед, скажу, что сегодня имеются три отдельные конгрегации ордена, насчитывающие 91 обитель с более чем 600 монахинями.
 
Подвергался орден и гонениям. Так, австрийский император Иосиф Второй, желая полностью подчинить церковь государству, в 1782 году закрыл монастырь тринитариев в Братиславе. Запрещали орден и во Франции во время Великой французской революции, но тогда там запрещали столько всего, включая календарь, что сразу все и не перечислить.
 
В прошлом веке орден начал приходить в упадок, количество его членов и монастырей резко уменьшилось. Однако уже в нынешнем XXI веке число «ослиных братьев» начало расти. На сегодняшний день их насчитывается около 700 в 97 монастырях, и заняты они все тем же делом — молитвой, прославлением Пресвятой Троицы и помощью беженцам, пленным и обездоленным.
 
Кстати, на лошадях тринитариям давно разрешено ездить, еще с XIII века, но это, как мы понимаем, не главное.
Тринитарии, или «ослиные братья»
Тринитарии, или «ослиные братья»
 
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Оставьте первый комментарий
 
51