ВРАКИ.НЕТ
ВРАКИ.НЕТ $$$
г. Москва
В избранном  

Статья по творчеству Гоголя (анализ "демонического")

Поэтика фантастического у Гоголя

Увлечение демоническим характерно для мировой и отчественной литературы. Для реализации демонических образов в русской литературе авторы обращались к христианским и фольклорным традициям, переосмысливали демоническое из зарубежной литературы. Один из самых загадочных русских писателей, Гоголь, фактически сделал эту тему доминатной в своем творчестве. Анализируя поэтику фантастического у этого автора, Ю.В. Манн обозначил три способа взаимоотношений реального и ирреального. Первый – фантастика в прямом значении, когда высшие силы открыто вмешиваются в сюжет: это происходит, в «Вечере накануне Ивана Купала , «Пропавшей грамоте , «Ночи перед Рождеством , «Страшной мести и «Заколдованном месте Н.В. Гоголя. Второй способ «завуалированного (неявного) предъявления фантастики, содержит предысторию, рассказывающую об ирреальных событиях, повествование о невероятном сводится к форме слухов, предположений, снов[1]. По такому принципу завуалированности создается фантастическая атмосфера в «Сорочинской ярмарке и «Майской ночи.

Повесть Вий

В повести «Вий Гоголь перемещает акцент от реального мира во внутренний, демонический мир человека. Чертовщина в этом произведение чертовщина. Обратим внимание, что в повести «Вий , после того как приехали по повелению сотника за Хомой, трижды повторяется дьявольская цифра-перевертыш «шесть . Количество посланных за Хомой составляло шесть: «Его ожидало человек шесть здоровых и крепких козаков [2]. В кибитку садятся шестеро: «Другие пять вместе с философом полезли в углубление и расположились на мешках... [3]. Знакомясь с описанием дома сотника, читатель опять встречает ту же цифру: «Он (дом) был утвержден на дубовых столбиках, до половины круглых и снизу шестигранных, с вычурною обточкою вверху [4]. Недаром Хома боится исполнять свою прямую обязанность: отпевать панночку, недаром и сотник сулит ему то деньги, то плеть. Страх представляет собой следствие влияния темных сил. Так и Брут, выдержав две жутких ночи в церкви, на третью «только крестился да читал как попало молитвы [5]. Не было уже у него ни сил, ни усердия. И, взглянув в глаза Вию, семинарист прежде всего посмотрел в глаза собственному страху. Сама же повесть Гоголя — стремление предостеречь человека от смертных грехов и наставление следовать заветам христианства, молиться, чтобы не дать власти чудовищам, живущим в сердце каждого человека.

Ночь перед Рождеством


Исследователь отмечает: «Описание чертовщины у Гоголя построены на откровенной или полуприкрытой аналогичности бесовского и человеческого [6]. Демонические черты потустронним сущностям приписываются из-за их названий, влияния христианства и самое главное – страха. Тех, кто сумел примириться с темным миром, Гоголь изображает как персонажей веселых, забавных, красочных, привлекающих к себе внимание живым нравом. В этом отражено влияние народной смеховой культуры.
Так в повести «Ночь перед рождеством в образе матери Вакулы Солохи реализованы мотивы оборотничества и романтического двоемирия – она реальная женщина и ведьма. По народному поверью на небе есть светлые звезды – праведные души и темные звезды – неправедные души; первые сталкивают последних с неба[7]. Поэтому Солоха и крадет звезды, собирая их в мешок. То есть, служит балансу между светом и тьмой. И пузатый Пацюк, который в пост ест вареники со сметаной, которые сами залетают ему в рот, представляет собой и комическое, и обыденное воплощение демонических сил. Сын Солохи, Вакула, тоже причастен к потустороннему миру — ноги его самого ведут туда, никто, кроме черта , не помог Вакуле добыть черевички для Оксаны. Но кузнец решает наказать и отхлестать черта, который помог ему слетать в Петербург. Это значит, что герой не поддается ирреальному страху, и смелостью, удалью можно все победить. В «Ночи перед Рождеством мистический мир у Гоголя выступает как объект юмористический, который может пошутить над собой и человеком, ведь юмор тоже помогает одолевать страхи.

Страшная месть — готический текст

Повесть «Страшная месть — наиболее готическое произведение Гоголя, раскрывающее демоническую природу иначе. Так, произведение начинается со свадьбы-инициации, и сцены оборотничества колдуна, которую гости воспринимают как образ сатаны, нечто чуждое и страшное. Мотивы слухов и предчувствий (неявная фантастика) значимы как в первой части повести, так и в дальнейшем развитии действия, в создании таинственной и пугающей атмосферы.
Имеет значение и пейзаж: присутствует в тексте обязательный для готического романа замок, окруженный «непробудным лесом — прибежище старого колдуна, где «гремят цепи и бегают собаки , «мелькают нетопыри [8]. Использование писателем такого нехарактерного для украинского быта слова, как «замок , также может свидетельствовать об ориентации на западноевропейские традиции. Также писатель создал самобытные готические пейзажи, опираясь на традицию славянского фольклора: «...Днепр серебрился, как волчья шерсть среди ночи [9]. Гоголь дорожил этим сравнением: впервые оно появилось в черновике предисловия к «Страшной мести . положительный герой Данило не обладает нужной силой, чтобы остановить злодея. Во внешности колдуна выделяется особенность, которой авторы готических романов наделяют почти что каждого злодея: это особого рода взгляд, говорящий о нечеловеческой природе его носителя. К примеру, Катерина вспоминает один из своих кошмарных снов, через которые колдун воздействует на нее: «„Ты посмотри на меня, Катерина, я хорош! <...> Посмотри, как я поглядываю очами!“ Тут навел он на меня огненные очи, я вскрикнула и пробудилась [10].
У Гоголя мотив инцеста выступает признаком демонической природы героя, что свидетельствует о принадлежности повести «Страшная месть к художественной системе романтизма. В готической эстетике сновидение выступает границей между жизнью и смертью, частью иного пространства и бытия, в котором сверхъестественные события обретают реальность.
В системе образов главный образ готического злодея-колдуна противостоит жертвенному женскому образу Катерины, а у положительного героя, Данилы, не хватает сил одолеть колдуна. Хотя тот впоследствии и гибнет, и открывает «страшные очи . Также писатель применял различные приемы, способные вызвать страх и ужас: мертвецы, восстающие из могил на кладбище, бледность, бездна, и прочее.

Заколдованное место


«Заколдованное место — повесть, завершающая первую часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки . Она написана на основе народного поверья: если на кладбище загорается свеча, то там отыщется клад.
В сюжете произведения две линии – шалости чертей и поиск клада. Повествование идет от имени дьячка местной церкви Фомы Григорьевича. Главный герой – старый казак, остроумец дед Максим – замечает рядом с домом место, где происходят всякие чудеса, и предполагает, что там зарыты сокровища. Но он на язык не воздержан, нет-нет, да и помянет нечистого не к месту. Несмотря на козни темной силы, дед добывает зарытый в землю казанок. В повести объединяются реальные и фантастические события, точка, где сказка и быль совмещаются, и представляет собй заколдованное место. Дед Максим случайно поминает черта – и тут же оказывается в другом месте, видя могилку со свечкой. Домой он идёт реальной дорогой, за лопатой, чтобы потом добыть клад. Волшебство начинается снова, когда он опять ругается и попадает в чёртово место. Чудовища мерещатся деду, они смеются над ним. Но, дед знает о примете, что нечистая сила пугает кладоискателей, и держится смело. Главная идея произведения – если богатство получено от нечистой силы, то радости и счастья не будет. Также в «Заколдованном месте есть сказочный элемент – троекратное действие: дед три раза оказывается у могилки, и поучительный финал. Старый Максим становится очень набожным, и перестаёт ругаться. Мораль произведения тоже сказочная: не гоняться за кладами, потому что незаработанное и незаслуженное богатство превращается в ничто, как у деда Максима, в мусор и отходы.

Вывод

Мочульский писал о Гоголе как о человеке родившимся с чувством космического ужаса, вполне реально видевшим вмешательство демонических сил в жизнь человека[11]. Думается, вводя демонических персонажей в свои произведения, писатель и предостерегал остальных, и пытался побороть собственные страхи и страсти, которые сопровождали его всю жизнь. Как бы ни было, яркие произвдения Гоголя по праву вошли в сокровищницу литературы, пугая и завораживая читателя до сих пор.
 

[1] Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.: Худож. лит., 1988. —С.57
[2] Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Мирг 1. ород. М., 2003.— С.423
[3] Там же.С.422
[4] Там же. С.425
[5] Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Мирг 1. ород. М., 2003. —С.446
[6] Манн Ю. Поэтика Гоголя / Ю. Манн. – М.: Художественная литература, 1988. – С.21 (416 с).
[7] Энциклопедия суеверий. – М.: Миф., Локид,1995. – с.144 (560 с.)
[8] Гоголь Н.В. Страшная месть // Собр. соч.: В 7 т. – М : Худож. лит.,1984. – Т.1. – С.135-172
[9] Там же
[10] Там же
[11] Мочульский К. Духовный путь Гоголя // Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. С. 35.
Статья по творчеству Гоголя (анализ демонического)
Статья по творчеству Гоголя (анализ демонического)
 
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Оставьте первый комментарий
 
51