В литературоведении сказка — содержащий фантастический вымысел вид устных повествований, который формировался во взаимосвязи с мифологией, фольклорная проза.
Сказки делятся на волшебные, бытовые, сказки о животных. Характеры зверей и птиц отражают социальные отношения и конфликты. Волшебные сказки воплощают стремление людей к лучшему, рассказывая о магических предметах и явлениях. Бытовые – раскрывают социальные отношения. Вместе с тем, стоит отметить, что признаки, которые характеризуют ту или иную сказку, являются гибкими и взаимопроникающими.
Красота народных сказок открывается в творчестве Аксакова, чей «Аленький цветочек» не тускнеет со временем, Баженова — его магическая «Малахитовая шкатулка» интересна как детям, так и взрослым. Интересны сказки в переводе В.А. Жуковского, например, «Тюльпанное дерево» братьев Гримм, не теряет популярности замечательная сказка в стихах «Конёк-горбунок» Ершова.
Сказки А.С. Пушкина, созданные на основе народных преданий, закономерно продолжают традиции предшественников, но занимают особое место в литературе. Во многом это определено стихотворной формой сказок, сделавшей их выразительными, содержательными, легкими для запоминания. Основная значимость этих произведений заключается в том, что, через систему образов, автором отражены быт, нравы, отношения между людьми. Все то, что важно и для современного читателя.
Сказки Пушкина
Сказки Пушкина – универсальны: они одновременно являются и волшебными, и бытовыми, и социальными. Так, в «Сказке о золотом петушке»:
Верный сторож, как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!
Мы видим и волшебство, и социальную проблему: вряд ли возможно успешно царствовать, бездействуя, переложив ответственность на кого-то другого, тем более, на птицу.
В сказке «О рыбаке и рыбке» показана подобная ситуация – старуха пытается решить свои бытовые вопросы с помощью рыбки, а не реальных действий. Чем больше власти у старухи, тем больше она ею злоупотребляет:
«Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает».
Достигая желаемого, старуха не знает меры, и в результате остается у разбитого корыта. В приведенных примерах просматривается позиция самого Пушкина, у которого, как известно, были непростые отношения с властью. С другой стороны, сказка сама по себе является универсальным «хранилищем», зеркалом человеческих пороков и достоинств.
Как уже упоминалось выше, сказка – своеобразная трансформация мифа. Стоит отметить, что в произведениях Пушкина мифотворческий элемент проявляется особенно сильно. Так, в «Сказке о царе Салтане…», «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» обращения к волнам, ветру, солнцу, месяцу можно рассматривать, как отсылку к древнейшим верованиям. Отравленное яблоко, съеденное царевной, вызывает ассоциацию с античной мифологией – достаточно вспомнить яблоко раздора или «молодильные» яблоки Гесперид. В сказках Пушкина присутствуют различные мифические существа: царевна Лебедь – архетип – оборотень, причем ее магическими свойствами наделяется и князь Гвидон, превращаясь в насекомых. Царица смотрит в волшебное зеркало, и, по сути, является злой ведьмой, воплощением негативных качеств, молодая царевна, напротив, олицетворяет позитивные. Шамаханская царица в «Золотом петушке» - одновременно и сирена, которая всех очаровывает, и мираж, греза. Таким образом, сказка – явление не только развлекательное, но и познавательное, побуждающее к размышлению.
Сказки Александра Сергеевич Пушкина – наследие не только поэтическое, но и этнографическое. Благодаря работе поэта мы можем знать, как жили люди в давние времена, как одевались, иметь представление об иерархии отношений. Характерная особенность сказок Пушкина – соединение реального и фантастического, причем осуществленное так искусно, что различий словно и нет. В сущности, читаешь о любви, ревности, хитрости, войне, свадьбах, рождении, смерти. О том, что есть в жизни человечества с момента его возникновения. Конечно, об этом можно говорить и прямо, не в иносказательной форме сказки, но ключевое здесь – сказать, сказывать. Делает это каждый по-своему, но, чтобы донести событие, мысль или поучение до слушателя, речь должна быть оформлена просто, понятно, на основе известных понятий. И в этом случае на помощь приходит сказка – универсальная форма повествования. Многие сказки мира похожи: «Аленький цветочек» - интерпретация сказки «Красавица и Чудовище», французская «Золушка» похожа на русскую «Крошечку-Хаврошечку», «Морозко» - на «Госпожу Метелицу». Значение сказок Пушкина состоит в том, что ему удалось синтезировать многие узнаваемые сказочные детали, обогатить их национальным колоритом. Каждое его творение прекрасно по-своему, но по-настоящему народной, думаю, можно назвать «Сказку о попе и работнике его Балде». Это история, прежде всего, социальная, бытовая. С точки зрения современных реалий, она посвящена отношениям работодателя и соискателя – работника. Как мы знаем, работника зовут Балдой. Значение слова «балда» - недалекий, глупый человек. Между тем, не поп – действительно, «толоконный лоб», а именно Балда добивается своего: ему удалось и чертей перехитрить, и оброк принести, и «плату» - щелчки, с попа получить. При этом, то обстоятельство, что Балда – дешевый работник, роли не играет, ведь он – человек умелый и ответственный, свою работу делает хорошо. Причем, как здравый человек, он справедливо полагает, что всякий труд должен быть оплачен. Между тем, попа именно расплата и беспокоит, превращаясь в навязчивую идею. Эта сказка – отражение мысли о том, что то, чего боишься больше всего, в итоге настигает тебя. Также она предостерегает: согласно известной поговорке, « и на старуху бывает проруха», в данном случае – на старика-попа.
Мифы, предания, легенды, сказки с древнейших времен стали средоточием опыта, накопленного людьми, передаваемого из уст в уста, отражением представлений о возникновении Вселенной, нравственных ценностях, жизни в целом.
Символика сказок Пушкина
Знаменитые сказки Пушкина по праву стали достоянием не только отечественной, но и мировой литературы, в которой аналогов им нет. Герои сказок предстают перед читателем во все многообразии отношений, касающихся семьи, любви, дружбы, доблести, ревности, умения выжить. В «Одиссее» Гомер повествует о возвращении домой после Троянской войны. В «Сказке о царе Салтане…» мотив в некоторой степени повторяется: царь Салтан едет на войну, возвращается, теряет семью, но потом снова ее находит.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» во многом повторяет символику Белоснежки. Это – волшебное зеркало, злая мачеха, яблоко, стеклянный гроб, семеро богатырей, как более уместные для русской сказки персонажи. И снова обыденное соединено с фантастическим: отец царевны становится вдовцом и женится во второй раз, маленькая царевна в переносном значении теряет отца, попавшего под влияние новой жены. Царица неудержимо ревнует к царевне-сопернице… В то же время пес, наделенный чутьем, пытается предостеречь царевну от встречи с переодетой ведьмой, откусив от яблока, царевна кажется спящей а не мертвой. Несмотря на мифологические детали, сказка, по сути, посвящена конкретному вопросу: поиску счастья, которое у каждого – свое. На протяжении веков сказка была средоточием духовного опыта людей, выраженного в образной форме. Так, колдун – существо злое, показано в облике хищного коршуна, лебедь – издавна ласковое название на Руси, комплимент, поэтому царевна обладает образом этой птицы. Зеркало – проводник в мир неведомого, в него и смотрится мачеха, чтобы поддерживать свою необычную красоту. Волшебство, красота, справедливость – вот основные мотивы творчества Пушкина. Его сказки также можно отнести к дидактическим, то есть, содержащим поучение. Многие выражения из сказок Пушкина стали крылатыми.
"Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Сказки Пушкина - волшебная история преображений героев, природы, самой действительности, которая образно охватывает период от сотворения мира до современных автору явлений. Особенно хочется отметить красоту и плавность стиха, которым написаны сказки, выразительность пейзажных и портретных описаний. Сказки актуальны и в наше время, потому что действительность постоянно меняются, но извечные человеческие ценности: любовь, красота, дружба, остаются прежними.
Значение сказаний, сказок для человечества неоспоримо – они, являясь колыбелью мировой литературы, содержат в себе национальную специфику, характеры, быт, а значит, выступают отражением национальной культуры в целом. Но основное их значение заключено в заложенном авторами стремлении совершенствования мира и человека.
С давних пор люди мечтали управлять силами природы, хотели понять, что происходит в окружающем мире. Мечтали о плодотворном труде, счастье, справедливости. Мечты людей разных стран, по сути, были сходными, но выражались в индивидуальных формах. Из ожиданий и надежд человечества, веры в чудеса возник волшебный сказочный мир. В сказке отражено стремление людей к творчеству, реализации фантазии. Случается и так, что фантазия становится частью действительности. Например, летающая машина – самолет, названа по сказке, где, как известно, был ковер-самолет. А знаменитое яблоко на тарелке – чем не современный Интернет?.. В своих многогранных сказках Пушкин, силой своего гения, предвидел многие достижения современности. Между тем, сказка не стареет, являясь уникальной и полезной частью действительности.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» во многом повторяет символику Белоснежки. Это – волшебное зеркало, злая мачеха, яблоко, стеклянный гроб, семеро богатырей, как более уместные для русской сказки персонажи. И снова обыденное соединено с фантастическим: отец царевны становится вдовцом и женится во второй раз, маленькая царевна в переносном значении теряет отца, попавшего под влияние новой жены. Царица неудержимо ревнует к царевне-сопернице… В то же время пес, наделенный чутьем, пытается предостеречь царевну от встречи с переодетой ведьмой, откусив от яблока, царевна кажется спящей а не мертвой. Несмотря на мифологические детали, сказка, по сути, посвящена конкретному вопросу: поиску счастья, которое у каждого – свое. На протяжении веков сказка была средоточием духовного опыта людей, выраженного в образной форме. Так, колдун – существо злое, показано в облике хищного коршуна, лебедь – издавна ласковое название на Руси, комплимент, поэтому царевна обладает образом этой птицы. Зеркало – проводник в мир неведомого, в него и смотрится мачеха, чтобы поддерживать свою необычную красоту. Волшебство, красота, справедливость – вот основные мотивы творчества Пушкина. Его сказки также можно отнести к дидактическим, то есть, содержащим поучение. Многие выражения из сказок Пушкина стали крылатыми.
"Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Сказки Пушкина - волшебная история преображений героев, природы, самой действительности, которая образно охватывает период от сотворения мира до современных автору явлений. Особенно хочется отметить красоту и плавность стиха, которым написаны сказки, выразительность пейзажных и портретных описаний. Сказки актуальны и в наше время, потому что действительность постоянно меняются, но извечные человеческие ценности: любовь, красота, дружба, остаются прежними.