Реквиемная месса — музыкальный жанр, достигший максимального расцвета начиная с конца XVIII и на протяжении XIX века; его заслуживающие внимания повторные появления в XX веке довольно редки, их объединяет главным образом то, что они так или иначе связаны с великими событиями или историческими поворотами: так было, например, с «Военным реквиемом» Бенджамина Бриттена и то же самое в некоторой степени относится и к последнему крупному произведению такого рода - «Польскому реквиему» Пендерецкого(Польский реквием) для сольного хора и оркестра (1984).
Кшиштоф Пендерецкий - фото из открытого источника
Кшиштоф Пендерецкий, родившийся в 1933 году, является самым выдающимся современным польским композитором;у себя в стране он первым в конце пятидесятых годов принял каноны новой музыки (Булез, Штокхаузен), в которой, к тому же, вскоре нашел совершенно личный путь: что характеризует ее, между прочим, - это особая приверженность хоровому вокалу и заметный интерес к религиозным и философским вопросам, что также отражает его очень яркую католическую веру.
Таким образом, с 1970-х годов Пендерецкий постепенно оставил позади себя авангардный экспериментализм, чтобы восстановить формы и стили прошлого, посвятив себя, в частности, большим симфонически-хоровым произведениям, некоторые из которых построены вокруг важных моментов католической литургии.Именно в этих рамках родился его «Польский реквием», некоторые из разделов которого фактически задумывались по разным поводам в начале 1980-х годов и исполнялись индивидуально как отдельные произведения. Если мы просмотрим эти работы, мы легко проверим ту фундаментальную связь с историческими событиями и поворотными моментами, современного или недавнего прошлого, о которой говорилось ранее: «Лакримоза» была написана в 1980 году для тогдашнего президента Леха Валенсы и профсоюза «Солидарность», в память жертв репрессий, которым подверглось движение гданьских докеров; «Agnus Dei», написанный всего за одну ночь, посвящен памяти великого деятеля кардинала Вышинского, друга композитора и исторического героя некоторых решающих этапов польской истории;в 1982 году был причислен к лику блаженных францисканец Максимилиан Кольбе, который в Освенциме в 1941 году отдал свою жизнь в обмен на жизнь другого депортированного, у которого была жена и дети: по этому поводу Пендерек написал Recordare, Jesu pie;наконец, Dies Irae, уклоняясь от более непосредственной злободневности, вспоминает Варшавское восстание 1 августа 1941 года против нацистов.Поэтому впечатление, которое сложилось у многих слушателей, оправдано: этот последний (до сих пор…) великий Реквием, который дала нам западная музыка, представляет собой не столько мессу по умершим, сколько мессу по страданиям целой нации.
# Реквиемная месса, #музыка, #опера, #, #сила музыки, # Польский реквием, # Лакримоза
заслуживающие внимания повторные появления в XX веке довольно редки, их объединяет главным образом то, что они так или иначе связаны с великими событиями или историческими поворотами: так было, например, с «Военным реквиемом» Бенджамина Бриттена и то же самое в некоторой степени относится и к последнему крупному произведению такого рода - «Польскому реквиему» Пендерецкого(Польский реквием) для сольного хора и оркестра (1984).
Кшиштоф Пендерецкий - фото из открытого источника
Кшиштоф Пендерецкий, родившийся в 1933 году, является самым выдающимся современным польским композитором; у себя в стране он первым в конце пятидесятых годов принял каноны новой музыки (Булез, Штокхаузен), в которой, к тому же, вскоре нашел совершенно личный путь: что характеризует ее, между прочим, - это особая приверженность хоровому вокалу и заметный интерес к религиозным и философским вопросам, что также отражает его очень яркую католическую веру.
Таким образом, с 1970-х годов Пендерецкий постепенно оставил позади себя авангардный экспериментализм, чтобы восстановить формы и стили прошлого, посвятив себя, в частности, большим симфонически-хоровым произведениям, некоторые из которых построены вокруг важных моментов католической литургии. Именно в этих рамках родился его «Польский реквием», некоторые из разделов которого фактически задумывались по разным поводам в начале 1980-х годов и исполнялись индивидуально как отдельные произведения.
Если мы просмотрим эти работы, мы легко проверим ту фундаментальную связь с историческими событиями и поворотными моментами, современного или недавнего прошлого, о которой говорилось ранее: «Лакримоза» была написана в 1980 году для тогдашнего президента Леха Валенсы и профсоюза «Солидарность», в память жертв репрессий, которым подверглось движение гданьских докеров; «Agnus Dei», написанный всего за одну ночь, посвящен памяти великого деятеля кардинала Вышинского, друга композитора и исторического героя некоторых решающих этапов польской истории; в 1982 году был причислен к лику блаженных францисканец Максимилиан Кольбе, который в Освенциме в 1941 году отдал свою жизнь в обмен на жизнь другого депортированного, у которого была жена и дети: по этому поводу Пендерек написал Recordare, Jesu pie; наконец, Dies Irae, уклоняясь от более непосредственной злободневности, вспоминает Варшавское восстание 1 августа 1941 года против нацистов. Поэтому впечатление, которое сложилось у многих слушателей, оправдано: этот последний (до сих пор…) великий Реквием, который дала нам западная музыка, представляет собой не столько мессу по умершим, сколько мессу по страданиям целой нации.
# Реквиемная месса, #музыка, #опера, #, #сила музыки, # Польский реквием, # Лакримоза