Этой прекрасной территории и народу, проживающему на ней, никогда не удавалось стать полноценным государством. Вместо этого вечные разброд и шатания, попытки «прилепиться» то к одним, то к другим сильным мира сего, неуемное мифотворчество и поиск виноватых. Речь, конечно же, пойдет об Украине.
Не Россия
Начнем, пожалуй, с самого главного. Украина — это и впрямь не Россия, и те, кто считает иначе, ошибается. Можно бы добавить «скорее всего», но не нужно. Не Россия. Ниже мы попытаемся доказать почему. Здесь, правда, нужно сделать уточнение. Есть Украина и... Украина. Так вот. Та Украина, которая «не Россия», находится большей частью на правом берегу Днепра. Это Западная Украина и прилегающие к ней области (кроме Одесской). Именно она за последние 30 лет предприняла беспрецедентные попытки лишить остальную Украину ее исторических русских корней и во многом преуспела. Но обо всем по порядку.
История цивилизаций и государств — это, в первую очередь, история возникновения, развития и умирания этносов. Или, иными словами, народов, поскольку греческое слово этнос; и означает «народ». А что есть этнос? Напомним азы. Этнос, или народ, — устойчивая общность (группа) людей, исторически проживающая на определенной территории. Члены данной группы говорят на одном языке (в основном), связаны между собой общей исторической памятью, религией, нормами поведения, духовными и культурными ценностями. А также осознанием того, что они — народ, который отличается от других народов, пусть даже родственных. Наличествуют все эти признаки у украинского этноса? Несомненно. Одна беда. Как только начинаешь разбирать возникновение каждого из них, сразу же становится понятным, отчего все попытки украинского народа создать свое государство, способное просуществовать хотя бы жалкие несколько десятков лет, проваливаются.
Факты - вещь упрямая
С точки зрения настоящей, а не мифической истории украинский этнос начал возникать лишь в первой половине XVII века, а вовсе не во времена Киевской Руси или, того пуще, дальних предков нынешних славян — антов, склавин или венедов. Почему? Очень просто. Происхождение от какого-то древнего этноса не означает автоматически принадлежности к нему. Те этносы давно исчезли, растворились в нашей крови и памяти, остались только на страницах рукописей, в археологических раскопках и частично в народных сказаниях. Мы уже другие. Современные французы мало похожи на своих предков — галлов или франков, а немцы — на те германские племена, что населяли территорию современной Германии в древнеримские времена. Точно так же нужно отличать русских (или великороссов), украинцев и белорусов от древлян, вятичей, северян или полян, потомками которых они являются.
К слову, советский (иначе — сталинский) подход, согласно которому три братских народа (великорусский, украинский и белорусский) возникли на обломках Киевской Руси, а до этого являлись одним народом, исторически более верен, нежели подход идеологов и историков царской России, который утверждал триединство русского народа. Хотя и советский-сталинский не избежал крупных ошибок. Так, например, в образовании и развитии братских этносов практически не учитывалось влияние религии, которая на самом деле играла в этом едва ли не решающую роль.
Древнерусский этнос окончательно распался, раздираемый междоусобицами князей и ударами татаро-монгол в XIII веке. Киев был разрушен и опустел. Там просто не осталось тех, кто мог создать хоть какую-то государственность. Все разбежались по окраинам.
Так сложилось, что окраина под названием «Владимиро-Суздальская земля» вовремя перехватила упавшее знамя древнерусской государственности, отряхнула, обновила и вновь водрузила на северо-востоке Руси. Позже это знамя было в целости и сохранности передано Москве, которая его сохранила, снова обновила и укрепила.
А вот окраина, которая нынче называется «Украина», не смогла этого сделать.
Поймите правильно. Если народ, живущий на той или иной территории, хочет быть настоящим государством, он должен быть истинным (легитимным, если хотите) преемником того государства, к которому он некогда принадлежал, но которое распалось в силу тех или иных причин. Кроме всего прочего, эту легитимность должна обеспечить церковь, которая или становится на сторону данного народа, или нет. Русская православная церковь, если не углубляться в подробности, сделала свой выбор, когда Даниил Галицкий, под чьей рукой был юго-запад Руси (нынешняя Западная Украина), договорился с римским папой Иннокентием IV и был коронован в 1253 году Rex Russiae («королем Руси»). А вот Александр Невский и вся Северо-Восточная Русь сделали выбор в пользу Орды, поскольку та вообще не ущемляла православных христиан в их вере. Соответственно этот же выбор сделал и митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II, который перенес метрополию во Владимиро-Суздальскую землю, а не к Даниилу Галицкому — туда, где чуть позже возник город Львов.
Но это было только начало раздела древнерусского этноса.
Шли годы и столетия. Пока Москва, куда в 1325 году была перенесена митрополичья кафедра, освобождалась от татаро-монгольского ига, боролась с неуемным желанием тогдашнего Запада и Римско-католической церкви подчинить ее себе, объединяла русские княжества и утверждала себя новым полноценным государством (позже — империей) под названием «Россия», украинский народ (тогда еще осколок древнерусского этноса) вместе со своей территорией находился то под Литвой, то под Польшей, а то и вовсе под Австро-Венгрией (частично) и своей государственности не имел. Более того. Вышеназванные Литва, Польша и Австро-Венгрия делали все, чтобы оная государственность не могла возникнуть в принципе. Поэтому в первую очередь били по православной вере как самому мощному объединяющему фактору.
Так в 1596 году в результате Брестской унии возникла Русская униатская церковь (католическая церковь греческого обряда), а вместе с ней, по сути, и украинский этнос. Но не потому, что он унии подчинился, а как раз наоборот — в силу сопротивления оной. Униатская церковь смогла распространить свое влияние только на территории современной Западной Украины, и то не везде, а большинство православного населения продолжало таковым оставаться и активно, вплоть до вооруженных восстаний и массового исхода в Россию, не желала менять веру.
Так постепенно вырисовалось что-то вроде православной идеологии, объединившей только что родившийся украинский этнос (тогда называвшийся малороссами) против Литвы и Польши. Эта идеология и привела в конечном счете к объединению с Россией после Переяславской рады 1654 года во главе с гетманом Богданом Хмельницким. К слову, договор, с которым казаки отправили посольство в Москву, был написан на русском языке. Не было другого.
Можно долго перечислять, что было потом, но, думается, это и так все знают. Суть одна. Государства с названием «Украина» так и не возникло (история с распадом СССР в 1991 году и появлением нынешней Украины — отдельная история).
Язык и вера
Итак, этнос родился, но языка еще не было (диалекты не в счет). Оно и понятно. Откуда бы ему взяться, если все до единой рукописи времен Киевской Руси и позже написаны на русском языке (точнее, древнерусском)?
Тем не менее сегодня, по мнению многих ученых-филологов, украинский язык существует. Но это очень молодой язык, во многом искусственно созданный, ему едва минуло 100 лет, и на нем не написаны большие литературные произведения, которые читает весь мир. А только это ставит язык вровень с другими великими языками народов Земли.
Что до веры, то сегодня на территории современной Украины мы наблюдаем все те же попытки ее политизировать, которые предпринимались Литвой и Польшей сотни лет назад, и расколоть украинцев уже по религиозному признаку. Тем не менее большинство украинцев по-прежнему считают себя православными, и это внушает определенные надежды на будущее. Каким оно будет — светлым или погруженным во тьму местечкового национализма, ненавидящим все русское, зависит от самих украинцев. Ну и конечно, от России. От ее желания и возможностей вернуть эти земли и людей домой.
Не Россия
Начнем, пожалуй, с самого главного. Украина — это и впрямь не Россия, и те, кто считает иначе, ошибается. Можно бы добавить «скорее всего», но не нужно. Не Россия. Ниже мы попытаемся доказать почему. Здесь, правда, нужно сделать уточнение. Есть Украина и... Украина. Так вот. Та Украина, которая «не Россия», находится большей частью на правом берегу Днепра. Это Западная Украина и прилегающие к ней области (кроме Одесской). Именно она за последние 30 лет предприняла беспрецедентные попытки лишить остальную Украину ее исторических русских корней и во многом преуспела. Но обо всем по порядку.История цивилизаций и государств — это, в первую очередь, история возникновения, развития и умирания этносов. Или, иными словами, народов, поскольку греческое слово этнос; и означает «народ». А что есть этнос? Напомним азы. Этнос, или народ, — устойчивая общность (группа) людей, исторически проживающая на определенной территории. Члены данной группы говорят на одном языке (в основном), связаны между собой общей исторической памятью, религией, нормами поведения, духовными и культурными ценностями. А также осознанием того, что они — народ, который отличается от других народов, пусть даже родственных. Наличествуют все эти признаки у украинского этноса? Несомненно. Одна беда. Как только начинаешь разбирать возникновение каждого из них, сразу же становится понятным, отчего все попытки украинского народа создать свое государство, способное просуществовать хотя бы жалкие несколько десятков лет, проваливаются.
Факты - вещь упрямая
С точки зрения настоящей, а не мифической истории украинский этнос начал возникать лишь в первой половине XVII века, а вовсе не во времена Киевской Руси или, того пуще, дальних предков нынешних славян — антов, склавин или венедов. Почему? Очень просто. Происхождение от какого-то древнего этноса не означает автоматически принадлежности к нему. Те этносы давно исчезли, растворились в нашей крови и памяти, остались только на страницах рукописей, в археологических раскопках и частично в народных сказаниях. Мы уже другие. Современные французы мало похожи на своих предков — галлов или франков, а немцы — на те германские племена, что населяли территорию современной Германии в древнеримские времена. Точно так же нужно отличать русских (или великороссов), украинцев и белорусов от древлян, вятичей, северян или полян, потомками которых они являются.К слову, советский (иначе — сталинский) подход, согласно которому три братских народа (великорусский, украинский и белорусский) возникли на обломках Киевской Руси, а до этого являлись одним народом, исторически более верен, нежели подход идеологов и историков царской России, который утверждал триединство русского народа. Хотя и советский-сталинский не избежал крупных ошибок. Так, например, в образовании и развитии братских этносов практически не учитывалось влияние религии, которая на самом деле играла в этом едва ли не решающую роль.
Древнерусский этнос окончательно распался, раздираемый междоусобицами князей и ударами татаро-монгол в XIII веке. Киев был разрушен и опустел. Там просто не осталось тех, кто мог создать хоть какую-то государственность. Все разбежались по окраинам.
Так сложилось, что окраина под названием «Владимиро-Суздальская земля» вовремя перехватила упавшее знамя древнерусской государственности, отряхнула, обновила и вновь водрузила на северо-востоке Руси. Позже это знамя было в целости и сохранности передано Москве, которая его сохранила, снова обновила и укрепила.
А вот окраина, которая нынче называется «Украина», не смогла этого сделать.
Поймите правильно. Если народ, живущий на той или иной территории, хочет быть настоящим государством, он должен быть истинным (легитимным, если хотите) преемником того государства, к которому он некогда принадлежал, но которое распалось в силу тех или иных причин. Кроме всего прочего, эту легитимность должна обеспечить церковь, которая или становится на сторону данного народа, или нет. Русская православная церковь, если не углубляться в подробности, сделала свой выбор, когда Даниил Галицкий, под чьей рукой был юго-запад Руси (нынешняя Западная Украина), договорился с римским папой Иннокентием IV и был коронован в 1253 году Rex Russiae («королем Руси»). А вот Александр Невский и вся Северо-Восточная Русь сделали выбор в пользу Орды, поскольку та вообще не ущемляла православных христиан в их вере. Соответственно этот же выбор сделал и митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II, который перенес метрополию во Владимиро-Суздальскую землю, а не к Даниилу Галицкому — туда, где чуть позже возник город Львов.
Но это было только начало раздела древнерусского этноса.
Шли годы и столетия. Пока Москва, куда в 1325 году была перенесена митрополичья кафедра, освобождалась от татаро-монгольского ига, боролась с неуемным желанием тогдашнего Запада и Римско-католической церкви подчинить ее себе, объединяла русские княжества и утверждала себя новым полноценным государством (позже — империей) под названием «Россия», украинский народ (тогда еще осколок древнерусского этноса) вместе со своей территорией находился то под Литвой, то под Польшей, а то и вовсе под Австро-Венгрией (частично) и своей государственности не имел. Более того. Вышеназванные Литва, Польша и Австро-Венгрия делали все, чтобы оная государственность не могла возникнуть в принципе. Поэтому в первую очередь били по православной вере как самому мощному объединяющему фактору.
Так в 1596 году в результате Брестской унии возникла Русская униатская церковь (католическая церковь греческого обряда), а вместе с ней, по сути, и украинский этнос. Но не потому, что он унии подчинился, а как раз наоборот — в силу сопротивления оной. Униатская церковь смогла распространить свое влияние только на территории современной Западной Украины, и то не везде, а большинство православного населения продолжало таковым оставаться и активно, вплоть до вооруженных восстаний и массового исхода в Россию, не желала менять веру.
Так постепенно вырисовалось что-то вроде православной идеологии, объединившей только что родившийся украинский этнос (тогда называвшийся малороссами) против Литвы и Польши. Эта идеология и привела в конечном счете к объединению с Россией после Переяславской рады 1654 года во главе с гетманом Богданом Хмельницким. К слову, договор, с которым казаки отправили посольство в Москву, был написан на русском языке. Не было другого.
Можно долго перечислять, что было потом, но, думается, это и так все знают. Суть одна. Государства с названием «Украина» так и не возникло (история с распадом СССР в 1991 году и появлением нынешней Украины — отдельная история).
Язык и вера
Итак, этнос родился, но языка еще не было (диалекты не в счет). Оно и понятно. Откуда бы ему взяться, если все до единой рукописи времен Киевской Руси и позже написаны на русском языке (точнее, древнерусском)?Тем не менее сегодня, по мнению многих ученых-филологов, украинский язык существует. Но это очень молодой язык, во многом искусственно созданный, ему едва минуло 100 лет, и на нем не написаны большие литературные произведения, которые читает весь мир. А только это ставит язык вровень с другими великими языками народов Земли.
Что до веры, то сегодня на территории современной Украины мы наблюдаем все те же попытки ее политизировать, которые предпринимались Литвой и Польшей сотни лет назад, и расколоть украинцев уже по религиозному признаку. Тем не менее большинство украинцев по-прежнему считают себя православными, и это внушает определенные надежды на будущее. Каким оно будет — светлым или погруженным во тьму местечкового национализма, ненавидящим все русское, зависит от самих украинцев. Ну и конечно, от России. От ее желания и возможностей вернуть эти земли и людей домой.