ВРАКИ.НЕТ
ВРАКИ.НЕТ $$$
г. Москва
Иринка
 
16.02.2020
   0
В избранном  

Московский джаз-клуб «Синяя Птица»

 

Открылся в 1963 году как молодёжное джазовое кафе (позднее ресторан) «Синяя Птица». За более чем 40-летний период существования клуб-ресторан неоднократно менял владельцев, арт-директоров и перенёс несколько капитальных реконструкций интерьера помещения. Несмотря на это, джаз и основной спектр его стилистических ответвлений всегда оставался приоритетным музыкальным форматом клуба, вплоть до конца 2008 года.

Летом 2010 года джаз-клуб прекратил своё существование, в очередной раз оказавшись перепроданным, на этот раз владельцам сети ресторанов бурят-монгольской кухни.

Многолетний девиз джаз-клуба «Меняются эпохи, меняются люди, не меняется имя и остается джаз».

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ

Молодёжное кафе «Синяя Птица» было открыто осенью 1964 года под покровительством Свердловского райкома партии, находившегося напротив, через тогдашнюю ул. Чехова (в настоящее время ул. Малая Дмитровка). Открытие было приурочено к проходившему тогда в Москве Всемирному Форуму Молодёжи.

Со дня открытия был учрежден Совет кафе во главе с Евгением Филипповским. На сцене стал регулярно выступать первый джазовый квартет в составе: Игорь Иткин (тенор-саксофон), Михаил Кулль (фортепиано), Александр Чернышев (бас) и Владимир Лесняков (ударные). Во время работы Форума джаз-клуб каждый день посещали иностранные делегации. Со временем кафе приобрело популярность, и начались традиционные «джемы» в конце вечера.

Михаил Кулль в своей книге «Этот мой джаз» писал…

Но всегда при проведении вечеров отдыха на сцене был наш состав: Игорь Иткин (тенор-саксофон), Александр Чернышев (контрабас), Владимир Лесняков (ударные) и я. Мы играли сугубо джазовую музыку, если в начале вечера это не мешало отдыхающим, особенно когда они сопровождали еду тостами и прочими выступлениями. Но когда дело доходило до танцев, практически не было места музыке танцверанд и вечеров в нашем клубе заводском. А ближе к концу вечера обычно все переходило в откровенный джем-сэшн с участием забежавших на огонек джазменов.

Намеренно останавливаюсь на периоде от открытия «Синей Птицы» до 1967 г., после которого она постепенно стала терять свой стихийно джазовый характер молодежного кафе. Постепенно сцена уступалась организованным, почти концертным выступлениям некоторых из московских составов, потом – джаз-року. Но, начиная с 1968 г., кафе предоставляло свои стены для выставок произведений многочисленных художников-нонконформистов, что составляет одну из замечательных страниц истории «Синей Птицы». В 1970 г. прекратил свою деятельность Совет кафе в связи с переподчинением райкома ВЛКСМ. Однако в еще функционирующем кафе продолжал звучать джаз. В «Птице» до ее закрытия в 1972 г. в связи с капитальным ремонтом дома – более-менее регулярно играли составы с участием Николая Громина, Владимира Миролюбова, Валентина Погожева, Всеволода Данилочкина, Игоря Заверткина, Виктора Фридмана, Георгия Искендерова.

Как обычно, начну с упоминаний в прессе, различных публикаций и свидетельств.

« …Несколько дней назад на углу дома вспыхнула неоновая вывеска. «Синяя Птица» – так комсомольцы назвали свое кафе. У кого из комсомольцев Свердловского района возникла мысль – превратить тусклое помещение в кафе…, может быть, у того же Славы Колейчука, молодого архитектора, чей проект лег в основу метаморфозы?».

 Первой известившей миру о рождении нового молодежного кафе была газета

«Московский комсомолец» от 6 сентября 1964 г. с маленькой заметкой на пятой странице. Оттуда и стало известно имя человека, причастного к рождению кафе.

Сегодня это известный московский архитектор, художник, дизайнер, теоретик искусства Вячеслав Фомич Колейчук, который, по его словам, «…в 1964 году еще студентом делал интерьеры для кафе «Синяя Птица», где потом выставлялись авангардисты и устраивали джазовые концерты. Я делал демократическое пространство, открытое, общее». « - Эта работа была первой вехой на пути пропагандируемого им обновления среды в целом», как написано в одной из биографий В. Колейчука.

А той самой средой, обновление которой привело к началу многолетнего существования, ставшего легендарным, джазового кафе «Синяя Птица», а в дальнейшем – клуба-ресторана с тем же названием, было полуподвальное помещение построенного в 1909 г. по проекту известного архитектора К.Л. Розенкампфа (одного из мастеров московского модерна) доходного дома С.И. Костякова № 15/23 на углу Малой Дмитровки и Старопименовского переулка. Чем руководствовались партийно-комсомольские руководители одного из самых центральных районов столицы, решив преобразовать полуподвал в молодежное кафе, сказать трудно. Можно предположить, что была мысль «а чем мы хуже других», таких, как Ленинградский район, открывший кафе «Молодежное» (КМ), или Тимирязевский с его «Аэлитой». Наверняка учитывалось, что для участия во Всемирном форуме молодежи, запланированном в Москве на осень 1964 г., ожидается наплыв зарубежных гостей. И кафе родилось из полуподвального небытия.

В те годы энтузиастов было достаточно, и если отделкой помещений «Аэлиты» занимались архитекторы, проектировавшие кафе, то будущую «Синюю Птицу» штукатурили и отделывали ребята из Государственного банка, которые после работы превращались в каменщиков и плотников, как писалось об этом в газетной заметке. Отдаленное впечатление о фрагментах интерьера кафе можно получить из публикуемых фотографий. Это было невероятно скромное по архитектуре и отделке панелями из керамической плитки и ДСП с наполнителем из нарочито крупной древесной щепы помещение с буфетной стойкой в углу вблизи лестницы, ведущей из раздевалки. Небольшая сцена, украшенная деревянным панно с силуэтом устремленной ввысь птицы (его автор – жена архитектора В.Ф. Колейчука Марина Владимировна).

Пианино у стены, вдоль которой, на высоте человеческого роста – ряд окон, выходящих на тротуар улицы Медведева. Вскоре пианино было заменено на рояль, чудом уместившийся на миниатюрной сцене, на которую втискивались не все желающие поиграть в джеме – часть из них вынуждена была стоять около сцены. И зал со столиками мест на пятьдесят или чуть больше. В отличие от пуританских нравов буфетов «КМ» и «Аэлиты» в начале их существования, в нашем буфете какие-то алкогольные напитки были, иначе ни о каком выполнении плана по выручке речи идти не могло. При проведении заранее запланированных вечеров даже заказывались горячие блюда, доставлявшиеся из материнской шашлычной.

Буквально со дня открытия «Синяя Птица» обрела полноправный статус места сбора и общения любителей джаза, став третьим в Москве джазовым кафе-клубом после «КМ» и «Аэлиты». А когда вскоре после появления «Птицы», летом 1965 г. была закрыта «Аэлита» и снесено ее здание, два расположенных в центре, по сути своей – два джаз-клуба, – стали основными точками притяжения для тех, кто любил играть джаз и тех, кто являлся поклонниками этой музыки.

Во вновь открытых кафе «Ровесники» (1964 г.) и «Романтики» (1965 г.) тоже играли джазовые составы, даже направляемые туда Москонцертом после проведения некой аттестации. Но они так и не стали серьезными конкурентами двух кафе в центре Москвы.

«Синяя Птица» продолжала свое существование. Закрывалось кафе, открывался ресторан, клуб-ресторан, менялись хозяева. Переделывался, порой капитально, интерьер, менялся фасад цокольной части дома, претерпела изменения даже форма окон, выходящих на тротуар уже Старопименовского переулка. Во время перестройки это уже был хозрасчетный клуб, в худсовете которого какое-то время были И. Бриль и А. Кузнецов. Птица-2003 стала, как писала пресса, третьей реинкарнацией старого джазового кафе. В большей или меньшей мере за все это время джаз оставался приоритетным музыкальным форматом вплоть до конца 2008 г. Окончательно джазовая «Синяя Птица» прекратила свое существование, будучи перепроданной хозяевам с иными интересами в 2010 г.

Единственное из советско-российских джазовых заведений сохраняло свое название и приверженность к джазу в течение более сорока лет. Однако, пришло время, и, как писал кто-то из газетных обозревателей, многолетний девиз кафе-клуба «Меняются эпохи, меняются люди, не меняется имя, и остается джаз» – утратил свой смысл.

КОНЦЕРТЫ

На сцене «Синей Птицы» в разные годы выступали практически все ныне известные российские джазовые музыканты, многие из которых стали народными и заслуженными артистами.

Благодаря усилиям продюсера лейбла Elephant Records Вартана Тонояна (до эмиграции в США принимавшего активное участие в музыкальной жизни джаз-клуба в 80-е годы) на сцене « Синей Птицы » выступили в формате джем-сешн: Пэт Метени, Куинси Джонс, Лайл Мейс, Пол Уэртико, Армандо Марсал, Билли Тейлор, Гровер Вашингтон, Майкл Бреккер, Дебора Браун. С сольными концертами: Франк Колон, Милчо Левиев, Саския Лару, Ричи Коул и другие.

Однажды в кафе устроили «Вечер джазового вокала», где представили несколько малознакомых начинающих певиц. А запомнился скэт «вокалистов» А. Козлова и Г. Лукьянова, в отдельности и в дуэте, в сопровождении трио Игоря Бриля (с Алексеем Исплатовским на контрабасе и Владимиром Журавским за ударными). В 1967 г. в «Синюю Птицу» стали наведываться Александр Пищиков, Юрий Ветхов, Александр Никитин. Перестал стесняться и стал садиться за барабаны один из любимых учеников Валерия Буланова Игорь Левин.

Похоже, что пора приостановиться на перечислении музыкантов, игравших в «Синей Птице», ибо тогда надо было бы упомянуть буквально всех московских джазменов той поры. Напомню только о нескольких гостях столицы. Целый яркий концерт в одном отделении однажды дал Вагиф Мустафа-заде с виртуозным гитаристом Эйбатом Мамедбейли. Однажды буквально промелькнул в кафе Роман Кунсман, немного поигравший с Егоровым и Булановым.

 Как-то появился и включился в наш состав ленинградский барабанщик и фотограф Михаил Бержаков.

В один из вечеров на час-полтора зашли и дали залп хорошего настроения находившиеся проездом в Москве музыканты «Ленинградского диксиленда».

А одно любопытное и незапланированное сборище произошло в кафе после последнего, четвертого концерта фестиваля «Джаз-67». Было не очень гласно объявлено или просто пополз слух о том, что почетный гость фестиваля Уиллис Коновер приглашает музыкантов на прием, организованный в его честь американским посольством. Он посещал концерты фестиваля и решил, что встреча с участниками концертов в посольстве – самый достойный вариант. Естественно, желающих могло быть предостаточно и поэтому, чтобы как-то отвлечь музыкантов от соблазна посетить посольство, было сказано со сцены, что по окончании концерта состоится как бы прощальный вечер в кафе «Синяя Птица». Более того, даже был предоставлен автобус, чтобы добраться от ДК МИИТ до кафе.

МЕРОПРИЯТИЯ

До 1989 года при кафе «Синяя Птица» существовал неофициальный московский джаз-клуб. В феврале 1991 г. «Синяя Птица» была зарегистрирована как московский джазовый центр. Дирекцией центра был организован джазовый фестиваль «Москва — Рио — Нью-Йорк» с участием зарубежных звёзд джаза «New York Voices, Flora Purim, Airto Moreira, Eddie Gomez». Это была первая крупная акция московского джазового центра «Синяя Птица», организованная совместно с фирмой «Vartan Music International Inc» и импресарио из США Джорджем Авакяном. 21 Октября 1992 года в Москве в Колонном зале Дома союзов состоялось открытие международного джазового фестиваля. Также, выступления в рамках фестиваля состоялись в киноконцертном зале «Октябрь» и Красном зале гостиницы «Olympic Penta». Фестиваль продлился до 28 октября 1992 года.

В декабре 2000 года по инициативе тогдашнего гендиректора «Синей Птицы» А. Щемелева был проведен молодёжный джазовый конкурс-фестиваль «Синяя Птица». Четырёхдневный марафон под руководством народного артиста России, лауреата премии Президента РФ, композитора Юрия Саульского собрал в джаз-клубе «Синяя Птица» лучших столичных джазменов возраста от 16 до 25 лет.

В Декабре 2006 года руководство «Синей Птицы» содействовало в организации концерта Дживана Гаспаряна на сцене Кремлёвского дворца. По окончании концерта маэстро, на сцене клуба в рамках after-party состоялся джем с участием мэтров отечественного джаза и звёзд эстрады.

УПОМИНАНИЯ В ПРЕССЕ

«Ещё несколько недель назад здесь был обыкновенный подвал обыкновенного московского дома по улице Чехова… «Синяя Птица» — так комсомольцы назвали своё кафе». Газета «Московский комсомолец», 1964 год, 6 сентября, стр.5.

Пресса не особо баловала вниманием все, связанное с джазом. О «Синей Птице» 1964-68 г.г. были отдельные упоминания, причем чаще – уже после закрытия первоначального кафе и перепрофилирования его в модный кафе-ресторан во времена перестройки и постперестроечные. Например: «… этот молодой клуб любителей джаза давно уже вошел в разряд долгожителей. До начала веселой оттепели этих альтернативщиков от музыки не особо жаловали, а тут на носу Фестиваль молодежи, вот и открыли джаз-кафе с таким символичным названием «СИНЯЯ ПТИЦА» показать, что в СССР живут счастливые и творческие люди». Без путаницы времен и событий, разумеется, не обошлось. Далее, с сайта «Бары Москвы» Трудно представить, каким же подарком стал открытый московский джаз-клуб 1964 года «Синяя Птица».

Возможно, именно этим событием можно отмечать начало легендарной советской оттепели, когда отношения между советским и западным миром стали более спокойными. Или следующее: «Славная история «Синей Птицы» началась в тот момент, когда Москве выпала честь принять у себя Всемирный молодежный форум.

Именно для комфортного проведения этого мероприятия государство озаботилось созданием мест молодежного и творческого досуга, в число которых входит и кафе «Синяя Птица». Именно на сцене этого заведения гостей Молодежного форума развлекал первый в Советском союзе джазовый квартет». Из статьи журналиста Григория Гольденцвайга о «Синей Птице» 2003 г.: «…Удивительное дело, «Синяя Птица», продержавшаяся дольше «Молодежного», «Аэлиты» или «Ровесников», никогда не закрывалась надолго (последняя реконструкция не продолилась и года). В аксеновской или перестроечной Москве сюда было не попасть, а в перерывах заведение влачило жизнь столовой с концертами». В связи с очередным открытием «Синей Птицы» в 2003 г., названным «возрождением легендарного джаз-клуба… и обновленного центра музыки на Малой Дмитровке», в газете «Новости» писалось: «Джаз – не музыка толстых, как считалось когда-то, а музыка изысканно тонко чувствующих людей», как сказал известный писатель Аркадий Вайнер… По утверждению генерального директора «Синей Птицы» Александра Щемелева, это – «единственный российский джаз-клуб, с 1964 года сохранивший свое имя и музыкальное направление». Двери «Синей Птицы» открыты для всех, кто любит и ценит интеллектуальную музыку и живую импровизацию. Когда-то именно здесь начинал свой путь на мировую сцену профессиональный джаз шестидесятников.

 В стенах «Синей Птицы» стартовали российские джазовые мэтры Алексей Козлов, Алексей Кузнецов, Игорь Бриль, Михаил Альперин. По словам упоминавшегося уже Ю. Савостицкого: «…Присутствовал лично в 1970 г. при закрытии кафе после изменения районирования Москвы и передачи угла улиц Чехова и Медведева, а соответственно и «Синей Птицы» в Ленинградский район. Смею напомнить о второй линии активности «СП» – выставки и обсуждения авангардной живописи. Здесь впервые выставились широко известные на Западе художники: В. Комар и А. Меламид, С. Волохов, И. Кабаков, Э. Булатов, В. Бахчанян, покойные П. Беленок и Ю. Соболев… и другие».

Московский джаз-клуб «Синяя Птица»
Московский джаз-клуб «Синяя Птица»
 
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Оставьте первый комментарий
 
51