Александр Митта пришел в советское кино в его лучшее время — в начале 1960-х. На протяжении 40 лет он снимал фильмы, которые становились любимыми для миллионов зрителей. Отрадно и то, что почти все его картины очень светлые, даже счастливые: редкое качество для некомедийного режиссера. 28 марта Александру Наумовичу исполнилось 90 лет! Поздравляем мэтра с юбилеем и вспоминаем по этому случаю его творческий путь и лучшие работы.
«Школьные» шестидесятые
На режиссерский факультет ВГИКа 22-летний Александр поступил в 1955 году. Его мастером был Михаил Ромм, сокурсниками — Андрей Тарковский и Василий Шукшин. И Митта на этом блистательном фоне отнюдь не затерялся!
Настоящая фамилия режиссера — Рабинович. Взять псевдоним его надоумил редактор журнала «Крокодил», где Александр подрабатывал иллюстратором. «Карикатурист Рабинович — это уже слишком», — усмехнулся редактор. И будущий постановщик взял фамилию одного из родственников со стороны матери.
Кинематографический дебют Митты оказался очень удачным.
То была картина 1961 года «Друг мой, Колька!», которую Александр снял совместно с другим дебютантом — Алексеем Салтыковым. Фильм на сюжет из пионерской жизни выгодно отличался от аналогичных картин сталинского времени. Чуть ли не впервые советские школьники могли действительно узнать на экране самих себя… Начав работать один, Митта продолжил ставить детское кино. После забавного фильма «Без страха и упрека» (1962) вышла пронзительная картина «Звонят, откройте дверь» (1965) по сценарию автора знаменитых «Пяти вечеров» Александра Володина.
Именно в «Звонят, откройте дверь» дебютировала будущая звезда Елена Проклова, которой тогда было всего 11 лет. Девочка была внучкой второго режиссера, а потому присутствовала на всех кинопробах на главную роль. Но Митта упорно ее не замечал, хотя ни одна из многочисленных претенденток его решительно не устраивала. «По внешним данным, как было задумано, я совершенно не подходила, — вспоминала Проклова. — Была очень маленького роста, худая, белобрысая, такие хвостики с бантиками на голове. А девочка-героиня виделась ему высокой, кареглазой, и чтобы коса до колен, Татьяна Ларина: «Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой!» Ведь картина была задумана о первой любви, о пробуждении высокого женского чувства».
В конце концов Митта — скорее от безысходности — присмотрелся к маленькой Лене. Решил провести с ней кинопробу и тут же понял: Проклова — попадание в яблочко. Картина, по общему признанию, получилась очень добротной. «Я часто, когда поработаю на картине с хорошим актером, вижу его в следующем фильме», — говорит о себе Митта. Вот и в свою четвертую постановку «Гори, гори, моя звезда» (1969) он позвал спевшийся дуэт из «Звонят, откройте дверь» — Ролана Быкова и подросшую Елену Проклову. Но в данном случае два режиссера (Быков начал снимать собственное кино одновременно с Миттой) не сошлись во взглядах на главного героя будущего фильма — театрала-революционера Искремаса. В результате Митта заменил строптивого исполнителя Олегом Табаковым, с которым сразу нашел общий язык.
Второстепенную, но важную для сюжета роль художника Федора режиссер предназначал Юрию Никулину. Но тот не смог сниматься, и Митта обратился к Олегу Ефремову: «У меня есть роль. Она написана для Юрия Никулина. И он там все время молчит, потому что он это делает лучше всех. Но я для тебя напишу большие монологи». Ефремов выслушал коллегу и заявил: «Оставь этого художника молчать. А я буду думать о своем. У меня в театре такие проблемы, что получится очень драматично!» Если добавить, что, кроме Табакова и Ефремова, в картине снялись Евгений Леонов и Леонид Куравлев, станет ясно, что уже сам актерский состав делает ее обязательной к просмотру. Однако актерами достоинства этого фильма, как и всегда у Митты, отнюдь не ограничиваются. Ну а Юрия Никулина режиссер снимет в 1972 году в своей последней детской картине «Точка, точка, запятая…».
Суперхитовые семидесятые
Следующей великолепной работой Александра Наумовича стал иронически-исторический «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976). Его появление было продиктовано единственным желанием режиссера — поработать с Владимиром Высоцким. «В то время Россия знала его только как певца, яростно хрипящего на бесчисленных магнитофонных лентах, — рассказывал Митта о своем многолетнем друге. — Мне хотелось показать Высоцкого таким, каким его тогда знали немногие: интеллигентным, поэтом, ранимым и нежным человеком». Судя по тому, что картину об арапе в год выхода посмотрели почти 36 миллионов человек, намерение Митты осуществилось с полным успехом.
Но все прежние прокатные достижения режиссера померкли в 1980 году, когда ленту Александра Наумовича «Экипаж» посмотрел 71 миллион зрителей. Следуя своему правилу работать с полюбившимися актерами, Митта пригласил на главную женскую роль (стюардессы Тамары) Елену Проклову, а на главную мужскую (командира авиалайнера Тимченко) — Алексея Петренко, который замечательно сыграл царя Петра в предыдущей картине Александра Наумовича. Однако ни Проклова, ни Петренко не разглядели, какой потенциал содержится в первом советском фильме-катастрофе, и отказались сниматься в «Экипаже». Что ж, все к лучшему, ведь сегодня решительно невозможно представить себе в этих ролях кого-то, кроме Александры Яковлевой и Георгия Жженова.
Кроме того, «Экипаж» стал звездным часом для Леонида Филатова, сыгравшего бортинженера Скворцова и моментально ставшего главным героем-любовником рубежа десятилетий. Интересно, что и на эту роль Миттой планировался другой актер — куда более известный в то время Олег Даль. Причем Даль уже начал сниматься, но тут у него случился нервный срыв, врачи запретили работать — и режиссеру пришлось обращаться к Филатову, от которого он очень скоро пришел в полный восторг. «На следующий день после выхода «Экипажа» популярность Филатова взорвалась японским фейерверком, — рассказывал Митта. — Не было секретарши, которая бы не повесила его портрет над пишущей машинкой. Но, конечно, серьезные актерские достижения пришли в следующих фильмах. И я очень хотел сделать с ним роль по максимуму его темперамента и ума». Такая роль нашлась в следующей же картине Митты — советско-румынско-чехословацкой «Сказке странствий» (1983).
От «Сказки странствий» до «Таежного романа»
Тонкая философская притча «Сказка странствий» не имела ничего общего с «Экипажем». Однако именно здесь-то и не сложилось с участием Филатова. Дело в том, что, выбирая актера на роль странствующего поэта Орландо, Митта разрывался между Леонидом Филатовым и Андреем Мироновым. Не в характере Филатова было склонять режиссеров на свою сторону, а вот Миронов этого как раз не чурался.
Митта вспоминал, что Миронов позвал его к себе домой и устроил фантастический вечер: «Он читал сценарий, импровизировал, напевал, приплясывал, преображался. Одним словом, не оставил мне ни одного шанса. Я его утвердил. И надо сказать, не жалел об этом никогда. Работа с ним была сказочно интересной. Но с маниакальной неотвязчивостью много раз после фильма я думал: «Каким стал бы фильм, если бы эту роль играл Филатов?» И этот не снятый фильм казался мне во многом серьезнее».
При несомненном даре Александра Наумовича делать кинематографические суперхиты режиссер далеко не всегда этим пользовался. Напротив, чаще всего в нем побеждало стремление ступать на неосвоенные территории, каждый раз снимать что-то новое, пусть и не сулящее успеха. Закономерным итогом такого подхода стало то, что на протяжении 20 лет после «Экипажа» ни одной «громкой» картины у Митты не было. Но в 2000 году его имя неожиданно вновь оказалось у всех на устах, поскольку именно тогда вышел восьми серийный телевизионный фильм «Граница.
Таежный роман», сразу ставший заметным культурным событием.
В то время режиссеры, привыкшие снимать для большого экрана, все еще относились к малому экрану с брезгливостью, считая любые сериалы заведомым «вторым сортом». Митта одним из первых предвидел, что будущее именно за сериалами. «Мы придем к пониманию, что вся история кино — это была история рассказов и новелл, а вот пошла настоящая литература в кино, пошло длинное кино. Сейчас стадия становления», — говорил тогда режиссер. В «Границе», в частности, вновь проявился талант Митты открывать новые имена. Именно после этого фильма звездами российского кино стали Алексей Гуськов, Ольга Будина и Рената Литвинова. Последней на сегодня работой Александра Наумовича является выпущенная в 2013 году картина «Шагал — Малевич», во многом продолжающая тему незабываемой кинопоэмы «Гори, гори, моя звезда».
«Школьные» шестидесятые
На режиссерский факультет ВГИКа 22-летний Александр поступил в 1955 году. Его мастером был Михаил Ромм, сокурсниками — Андрей Тарковский и Василий Шукшин. И Митта на этом блистательном фоне отнюдь не затерялся!Настоящая фамилия режиссера — Рабинович. Взять псевдоним его надоумил редактор журнала «Крокодил», где Александр подрабатывал иллюстратором. «Карикатурист Рабинович — это уже слишком», — усмехнулся редактор. И будущий постановщик взял фамилию одного из родственников со стороны матери.
Кинематографический дебют Митты оказался очень удачным.
То была картина 1961 года «Друг мой, Колька!», которую Александр снял совместно с другим дебютантом — Алексеем Салтыковым. Фильм на сюжет из пионерской жизни выгодно отличался от аналогичных картин сталинского времени. Чуть ли не впервые советские школьники могли действительно узнать на экране самих себя… Начав работать один, Митта продолжил ставить детское кино. После забавного фильма «Без страха и упрека» (1962) вышла пронзительная картина «Звонят, откройте дверь» (1965) по сценарию автора знаменитых «Пяти вечеров» Александра Володина.Именно в «Звонят, откройте дверь» дебютировала будущая звезда Елена Проклова, которой тогда было всего 11 лет. Девочка была внучкой второго режиссера, а потому присутствовала на всех кинопробах на главную роль. Но Митта упорно ее не замечал, хотя ни одна из многочисленных претенденток его решительно не устраивала. «По внешним данным, как было задумано, я совершенно не подходила, — вспоминала Проклова. — Была очень маленького роста, худая, белобрысая, такие хвостики с бантиками на голове. А девочка-героиня виделась ему высокой, кареглазой, и чтобы коса до колен, Татьяна Ларина: «Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой!» Ведь картина была задумана о первой любви, о пробуждении высокого женского чувства».
В конце концов Митта — скорее от безысходности — присмотрелся к маленькой Лене. Решил провести с ней кинопробу и тут же понял: Проклова — попадание в яблочко. Картина, по общему признанию, получилась очень добротной. «Я часто, когда поработаю на картине с хорошим актером, вижу его в следующем фильме», — говорит о себе Митта. Вот и в свою четвертую постановку «Гори, гори, моя звезда» (1969) он позвал спевшийся дуэт из «Звонят, откройте дверь» — Ролана Быкова и подросшую Елену Проклову. Но в данном случае два режиссера (Быков начал снимать собственное кино одновременно с Миттой) не сошлись во взглядах на главного героя будущего фильма — театрала-революционера Искремаса. В результате Митта заменил строптивого исполнителя Олегом Табаковым, с которым сразу нашел общий язык.
Второстепенную, но важную для сюжета роль художника Федора режиссер предназначал Юрию Никулину. Но тот не смог сниматься, и Митта обратился к Олегу Ефремову: «У меня есть роль. Она написана для Юрия Никулина. И он там все время молчит, потому что он это делает лучше всех. Но я для тебя напишу большие монологи». Ефремов выслушал коллегу и заявил: «Оставь этого художника молчать. А я буду думать о своем. У меня в театре такие проблемы, что получится очень драматично!» Если добавить, что, кроме Табакова и Ефремова, в картине снялись Евгений Леонов и Леонид Куравлев, станет ясно, что уже сам актерский состав делает ее обязательной к просмотру. Однако актерами достоинства этого фильма, как и всегда у Митты, отнюдь не ограничиваются. Ну а Юрия Никулина режиссер снимет в 1972 году в своей последней детской картине «Точка, точка, запятая…».
Суперхитовые семидесятые
Следующей великолепной работой Александра Наумовича стал иронически-исторический «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976). Его появление было продиктовано единственным желанием режиссера — поработать с Владимиром Высоцким. «В то время Россия знала его только как певца, яростно хрипящего на бесчисленных магнитофонных лентах, — рассказывал Митта о своем многолетнем друге. — Мне хотелось показать Высоцкого таким, каким его тогда знали немногие: интеллигентным, поэтом, ранимым и нежным человеком». Судя по тому, что картину об арапе в год выхода посмотрели почти 36 миллионов человек, намерение Митты осуществилось с полным успехом.Но все прежние прокатные достижения режиссера померкли в 1980 году, когда ленту Александра Наумовича «Экипаж» посмотрел 71 миллион зрителей. Следуя своему правилу работать с полюбившимися актерами, Митта пригласил на главную женскую роль (стюардессы Тамары) Елену Проклову, а на главную мужскую (командира авиалайнера Тимченко) — Алексея Петренко, который замечательно сыграл царя Петра в предыдущей картине Александра Наумовича. Однако ни Проклова, ни Петренко не разглядели, какой потенциал содержится в первом советском фильме-катастрофе, и отказались сниматься в «Экипаже». Что ж, все к лучшему, ведь сегодня решительно невозможно представить себе в этих ролях кого-то, кроме Александры Яковлевой и Георгия Жженова.
Кроме того, «Экипаж» стал звездным часом для Леонида Филатова, сыгравшего бортинженера Скворцова и моментально ставшего главным героем-любовником рубежа десятилетий. Интересно, что и на эту роль Миттой планировался другой актер — куда более известный в то время Олег Даль. Причем Даль уже начал сниматься, но тут у него случился нервный срыв, врачи запретили работать — и режиссеру пришлось обращаться к Филатову, от которого он очень скоро пришел в полный восторг. «На следующий день после выхода «Экипажа» популярность Филатова взорвалась японским фейерверком, — рассказывал Митта. — Не было секретарши, которая бы не повесила его портрет над пишущей машинкой. Но, конечно, серьезные актерские достижения пришли в следующих фильмах. И я очень хотел сделать с ним роль по максимуму его темперамента и ума». Такая роль нашлась в следующей же картине Митты — советско-румынско-чехословацкой «Сказке странствий» (1983).
От «Сказки странствий» до «Таежного романа»
Тонкая философская притча «Сказка странствий» не имела ничего общего с «Экипажем». Однако именно здесь-то и не сложилось с участием Филатова. Дело в том, что, выбирая актера на роль странствующего поэта Орландо, Митта разрывался между Леонидом Филатовым и Андреем Мироновым. Не в характере Филатова было склонять режиссеров на свою сторону, а вот Миронов этого как раз не чурался.Митта вспоминал, что Миронов позвал его к себе домой и устроил фантастический вечер: «Он читал сценарий, импровизировал, напевал, приплясывал, преображался. Одним словом, не оставил мне ни одного шанса. Я его утвердил. И надо сказать, не жалел об этом никогда. Работа с ним была сказочно интересной. Но с маниакальной неотвязчивостью много раз после фильма я думал: «Каким стал бы фильм, если бы эту роль играл Филатов?» И этот не снятый фильм казался мне во многом серьезнее».
При несомненном даре Александра Наумовича делать кинематографические суперхиты режиссер далеко не всегда этим пользовался. Напротив, чаще всего в нем побеждало стремление ступать на неосвоенные территории, каждый раз снимать что-то новое, пусть и не сулящее успеха. Закономерным итогом такого подхода стало то, что на протяжении 20 лет после «Экипажа» ни одной «громкой» картины у Митты не было. Но в 2000 году его имя неожиданно вновь оказалось у всех на устах, поскольку именно тогда вышел восьми серийный телевизионный фильм «Граница.
Таежный роман», сразу ставший заметным культурным событием.
В то время режиссеры, привыкшие снимать для большого экрана, все еще относились к малому экрану с брезгливостью, считая любые сериалы заведомым «вторым сортом». Митта одним из первых предвидел, что будущее именно за сериалами. «Мы придем к пониманию, что вся история кино — это была история рассказов и новелл, а вот пошла настоящая литература в кино, пошло длинное кино. Сейчас стадия становления», — говорил тогда режиссер. В «Границе», в частности, вновь проявился талант Митты открывать новые имена. Именно после этого фильма звездами российского кино стали Алексей Гуськов, Ольга Будина и Рената Литвинова. Последней на сегодня работой Александра Наумовича является выпущенная в 2013 году картина «Шагал — Малевич», во многом продолжающая тему незабываемой кинопоэмы «Гори, гори, моя звезда».