Кикимора — персонаж славянской мифологии, встречающийся преимущественно в восточных и северных областях Руси-матушки.
Кикимора и Шишимора — сложные слова, происходят от слов "кикать", "кыкать" — кричать, пищать, издавать резкие звуки, если говорят о птицах, или плакать, причитать, если говорят о людях (в "Слове о полку Игореве" Ярославна кукушкою "кычет"). Другое толкование от слова "кика" — женский головной убор с рогами; "шиш", "шишко" — черт, нечистый дух. Вторая часть слова, "мара" или "мора", означает привидение, дьявольское наваждение. Так, в двусложном имени Кикиморы отразились представления о ней как о существе, связанном с птицами, и, возможно, о существе плачущем, причитающем перед бедой, а также о привидении, ночном кошмаре, воплощении судьбы, смерти.
Образ Кикиморы в народных поверьях является одним из самых неуловимых. Как и другие духи крестьянского дома и подворья, Кикимора редко показывается людям. Обычно она дает о себе знать шумом и различными проделками, сама оставаясь невидимой. Да и видеть-то ее нежелательно, ибо показывается она к несчастью.
В разных местностях по-своему описывают внешность этого духа. Кикимору представляют в виде крохотной безобразной старушки, которая так мала, что не появляется на улице из боязни быть унесенной ветром. Многие полагали, что Кикимора — жена Домового. Считалось, что днем она сидит за печкой, а по ночам выходит проказить с прялкой, веретеном и начатой пряжей. Для прядения Кикимора берет пряжу, оставленную без благословения на ночь. По некоторым поверьям, прядет Кикимора не совсем обычным способом: она подпрыгивает или сучит нитки "наоборот". Подобному прядению (не только в поверьях о Кикиморе) придавался особый колдовской смысл.
"Наотмашь", наоборот, "от себя" пряла суровую нитку-оберег от колдуна накануне свадьбы невеста. "Оборотные" нити, изготовленные в праздники, играли важную роль в домашнем обиходе. Ими перевязывали в случае болезней руки и ноги, из них делали вожжи для выполнения обряда опахивания деревни при повальных болезнях скота.
В Великий четверг пряли левой рукой несколько нитей и привязывали их к березе — на каждого члена семьи по нити. Верили, что если у кого-нибудь пропадет нить, тот умрет. Такая "оборотная" нить соответствовала нити судьбы человека. Видимо, от этих поверий и идет запрет на прядение и ткачество по большим праздникам, чем подчеркивается колдовской смысл этих занятий, ибо в поворотные, переходные моменты (полночь, Рождество, Святки) мир может быть правильно (или неправильно) свит, сплетен, сшит или спряден, соткан.
Очевидно, прядение Кикиморы — это прядение нитей судьбы дома и его обитателей. Кикимора как бы воплощала судьбу, рок. Действиями Кикиморы-судьбы объясняли и болезни скота, и заболевания кур, а также несчастья и неполадки в доме.
Кикимора-судьба — существо совершенно непредсказуемое, поэтому в поверьях редко упоминаются способы задобрить ее или договориться с нею. Если Кикимора начинала греметь посудой или бить ее, то всю утварь перемывали водой, настоянной на папоротнике.
Кикимора может жить не только в доме, но и в хлеву, во дворе, в курятнике, на чердаке, в пустых строениях и даже в кабаках. От проказ Кикиморы помогал подвешенный в курятнике камень "куриный бог", горлышко разбитого кувшина или старый лапоть. Если Кикимора поселится в пустом доме, она бросает камнями из развороченной печи во входящих. По непонятным причинам Кикимора особенно не любит мужчин. Она может неожиданно подбрасывать камни под ноги прохожему или швырять их ему в голову. В Доме Кикимора вредит обычно по мелочам: разобьет горшок, ощиплет кур, кинет луковицей из подполья, щекочет ночью маленьких детей. По некоторым поверьям, Кикимора, как и Домовой, боится медведя и убегает от него.
Кикимора — персонаж славянской мифологии, встречающийся преимущественно в восточных и северных областях Руси-матушки.
Кикимора и Шишимора — сложные слова, происходят от слов "кикать", "кыкать" — кричать, пищать, издавать резкие звуки, если говорят о птицах, или плакать, причитать, если говорят о людях (в "Слове о полку Игореве" Ярославна кукушкою "кычет"). Другое толкование от слова "кика" — женский головной убор с рогами; "шиш", "шишко" — черт, нечистый дух. Вторая часть слова, "мара" или "мора", означает привидение, дьявольское наваждение. Так, в двусложном имени Кикиморы отразились представления о ней как о существе, связанном с птицами, и, возможно, о существе плачущем, причитающем перед бедой, а также о привидении, ночном кошмаре, воплощении судьбы, смерти.
Образ Кикиморы в народных поверьях является одним из самых неуловимых. Как и другие духи крестьянского дома и подворья, Кикимора редко показывается людям. Обычно она дает о себе знать шумом и различными проделками, сама оставаясь невидимой. Да и видеть-то ее нежелательно, ибо показывается она к несчастью.
В разных местностях по-своему описывают внешность этого духа. Кикимору представляют в виде крохотной безобразной старушки, которая так мала, что не появляется на улице из боязни быть унесенной ветром. Многие полагали, что Кикимора — жена Домового. Считалось, что днем она сидит за печкой, а по ночам выходит проказить с прялкой, веретеном и начатой пряжей. Для прядения Кикимора берет пряжу, оставленную без благословения на ночь. По некоторым поверьям, прядет Кикимора не совсем обычным способом: она подпрыгивает или сучит нитки "наоборот". Подобному прядению (не только в поверьях о Кикиморе) придавался особый колдовской смысл.
"Наотмашь", наоборот, "от себя" пряла суровую нитку-оберег от колдуна накануне свадьбы невеста. "Оборотные" нити, изготовленные в праздники, играли важную роль в домашнем обиходе. Ими перевязывали в случае болезней руки и ноги, из них делали вожжи для выполнения обряда опахивания деревни при повальных болезнях скота.
В Великий четверг пряли левой рукой несколько нитей и привязывали их к березе — на каждого члена семьи по нити. Верили, что если у кого-нибудь пропадет нить, тот умрет. Такая "оборотная" нить соответствовала нити судьбы человека. Видимо, от этих поверий и идет запрет на прядение и ткачество по большим праздникам, чем подчеркивается колдовской смысл этих занятий, ибо в поворотные, переходные моменты (полночь, Рождество, Святки) мир может быть правильно (или неправильно) свит, сплетен, сшит или спряден, соткан.
Очевидно, прядение Кикиморы — это прядение нитей судьбы дома и его обитателей. Кикимора как бы воплощала судьбу, рок. Действиями Кикиморы-судьбы объясняли и болезни скота, и заболевания кур, а также несчастья и неполадки в доме.
Кикимора-судьба — существо совершенно непредсказуемое, поэтому в поверьях редко упоминаются способы задобрить ее или договориться с нею. Если Кикимора начинала греметь посудой или бить ее, то всю утварь перемывали водой, настоянной на папоротнике.
Кикимора может жить не только в доме, но и в хлеву, во дворе, в курятнике, на чердаке, в пустых строениях и даже в кабаках. От проказ Кикиморы помогал подвешенный в курятнике камень "куриный бог", горлышко разбитого кувшина или старый лапоть. Если Кикимора поселится в пустом доме, она бросает камнями из развороченной печи во входящих. По непонятным причинам Кикимора особенно не любит мужчин. Она может неожиданно подбрасывать камни под ноги прохожему или швырять их ему в голову. В Доме Кикимора вредит обычно по мелочам: разобьет горшок, ощиплет кур, кинет луковицей из подполья, щекочет ночью маленьких детей. По некоторым поверьям, Кикимора, как и Домовой, боится медведя и убегает от него.