ВРАКИ.НЕТ
ВРАКИ.НЕТ $$$
г. Москва
Р.Г.
 
23.03.2023
   0
В избранном  

Канонизация Библии

Библия - это Слово Божье, написанное рукой человека. Но кто принял решение об окончательном варианте ее публикации?
 
Библии не существует, и никогда не существовало. Или, по крайней мере, нет единого, окончательного текста, с которым согласны все церкви. Христианская священная книга - это антология писаний апостолов, учеников, пророков и ученых. Официальное священное писание, или канон, по определению должно быть продиктовано или вдохновлено Богом. Но с самого начала христианства вопрос о том, какие писания считаются священными, зависело от того, кого вы спросите. Давайте начнем с Ветхого Завета.
 
Его основу составляют пять книг Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), а также еще 34 книги, которые вместе называются "протоканоническими книгами". Эти книги, по сути, то же самое, что и еврейская Библия, используемая в иудаизме.
В еврейской версии они разделены на 22 книги вместо 39, но текст тот же. В III веке до н.э. эти книги были переведены на греческий язык еврейскими учеными. Этот перевод называют Септуагинтой, от латинского слова "семьдесят" (ссылка на 72 ученых, которые предположительно создали перевод). Во времена апостолов Септуагинта существовала как собрание отдельных свитков. Она была скреплена в единую книгу только в середине II века. Все канонические книги Ветхого Завета можно найти в Септуагинте, но Септуагинта также содержит некоторые книги, которые не были частью еврейской Библии. Эти книги известны как "второканонические" (второй канон), к ним относятся Товит, Иудифь, Премудрость Соломона, Екклесиаст, Варух, а также две книги Маккавеев.
 
Протестантские Библии не включают ни одного из второканонических писаний, и даже те церкви, которые включают их, расходятся во мнениях относительно их статуса. В римско-католической традиции под дейтероканоническими понимается просто тот факт, что эти книги были добавлены в канон после согласования протоканонического Писания. Но для православных христиан дейтероканонические книги имеют вторичный авторитет. Они по-прежнему являются частью Слова Божьего, но их послание имеет меньший вес.
 
По иронии судьбы, самый ранний канон Нового Завета был еретическим. Он был создан Маркионом из Синопа (ок. 85-160 гг. н.э.), который был епископом на территории современной северной Турции. Он считал, что мстительный Бог, описанный в Ветхом Завете, не может быть тем же самым существом, что и любящий Бог, пославший своего единственного сына Иисуса Христа на землю. Его решением было отвергнуть весь Ветхий Завет и все книги Нового Завета, за исключением сильно отредактированной версии Евангелия от Луки и трудов святого Павла. Поскольку этот раскол произошел в раннем развитии молодой церкви, он мог направить христианство по совершенно другому пути. Маркион был осужден как еретик в 144 году, но его церковь продолжала расти и соперничать с православной церковью еще два столетия. Католическая церковь назвала маркионизм величайшим врагом, с которым когда-либо сталкивалась церковь, и желание противостоять Библии Маркиона, возможно, ускорило необходимость ранней православной церкви определить собственный канон. В 208 году карфагенский богослов Тертуллиан написал книгу, в которой нападал на Маркиона. В качестве своих аргументов, объясняющих, что иудейские писания по-прежнему являются важной частью христианской Библии, он выдвинул идею разделить ее на Ветхий и Новый Заветы. До этого все книги просто объединялись вместе. Несмотря на маркионизм, примерно к 170 году большинство христианских церквей пришли к согласию относительно того, что считать каноном.
 
На самом деле, консенсуса было достаточно, чтобы никто не потрудился дать четкое определение. В 313 году римский император Константин I узаконил христианство и позже сам перешел в христианство. Когда в 331 году он приказал сделать 50 копий Библии для церквей Константинополя, нет никаких записей о каком-либо обсуждении того, какие книги должны быть включены. Насколько известно, канон вообще не обсуждался на Первом Никейском соборе за шесть лет до этого. Собор обсуждал природу Троицы, божественность Христа и формулировку христианского Символа веры. Но состав самой Библии к тому моменту, очевидно, уже не вызывал разногласий.
 
В 393 году в городе Гиппо Регий на территории современного Алжира состоялось церковное собрание, или синод, на котором был утвержден действующий де-факто канон. Никто не знает точно, что обсуждалось на этом синоде, поскольку никаких записей не сохранилось. Но четыре года спустя, на третьем синоде в Карфагене, было зачитано резюме синода в Гиппо. Это резюме включает в себя список всех согласованных канонических книг Библии. Этот список включает в себя 27 книг, составляющих Новый Завет, который в настоящее время согласован всеми основными ветвями христианства. Но важно понимать, что синод не делал заявления, придающего этим книгам канонический статус. Он просто признал существующий консенсус относительно того, какие книги являются каноническими, в соответствии с текущей практикой всех отдельных церквей, находящихся под опекой епископов.
 
На рубеже 5 века итальянский священник и историк Святой Иероним сделал новый перевод Библии на латынь. В этой работе использовались более древние арамейские и греческие тексты, а также латинский перевод, который использовался в то время. Иероним изменил порядок появления Евангелий в Новом Завете с Матфея, Иоанна, Луки, Марка, как это было в старом латинском переводе, на Матфей, Марк, Лука, Иоанн, как это было сейчас. Иероним первоначально получил заказ (от папы Дамаса I) только на перевод Евангелий, но в дальнейшем он перевел весь Новый Завет и Септуагинту. По крайней мере, те книги, с которыми он был согласен. Иероним подверг сомнению авторитет Откровения, Послания к Евреям и Послания Петра. Когда папа настоял на том, чтобы включить их в Библию, Иероним просто скопировал существующие латинские переводы этих книг, сделанные более древними учеными. Эта Библия стала известна как "Вульгата" (в переводе с латинского - "общая") и постепенно вытеснила более старые переводы, пока не стала официальной версией Библии на протяжении всего Средневековья.
 
Библия Вульгаты, возможно, стала первым и единственным случаем установления единого канона. Православная церковь объявила Вульгату официальной доктриной в 692 году на Втором Трулльском соборе, но ни один из римско-католических епископов не присутствовал на соборе из-за различных доктринальных разногласий. Их возражения не касались канона Библии, но, тем не менее, католическая церковь не сможет официально объявить свой канон еще 850 лет.
 
И снова стимулом для этого послужил еретик. В 1517 году Мартин Лютер написал Девяносто пять тезисов, в которых критиковал продажу папских индульгенций и идею о том, что папа может сократить время пребывания человека в чистилище. По мере того как Реформация набирала силу, протестанты стали настаивать на том, что единственным источником веры должно быть Священное Писание. И, конечно, это вновь подняло вопрос о том, какие именно книги должны входить в Священное Писание.
 
Лютер считал, что истина Слова Божьего может быть найдена только в ранних писаниях. Книги Септуагинты, которые изначально были частью еврейской Библии, заслуживали доверия, но дополнительные греческие комментарии, включенные в нее, - нет.
 
Когда Лютер опубликовал свой немецкий перевод Библии, он полностью опустил некоторые из этих спорных книг и перенес остальные в отдельный раздел, названный апокрифом, между Ветхим и Новым Заветами. Хотя термин "апокриф" (от греческого слова, означающего "неясный") использовался для обозначения спорных книг Писания с V века, это был первый случай, когда Библия была опубликована с отдельным разделом для них. Новый Завет также не остался невредимым. Послание к Евреям, Послания Иакова и Иоанна и Откровения были перемещены в конец Нового Завета. Хотя Лютер не назвал их апокрифами, изменив порядок их появления, он поставил под сомнение их авторитет, и это было важным решением в отношении канона. В ответ на это католическая церковь инициировала Контрреформацию, начавшуюся с Тридентского собора в 1545 году. На нем было объявлено, что Библия Вульгаты является каноном, включая все второканонические книги, которые протестанты назвали апокрифами.
 
Почти для всех христианских конфессий канон Библии теперь закрыт. Были сделаны окончательные догматические заявления, определяющие, какие документы составляют Священное Писание, и никакие новые откровения от Бога не допускаются. Однако Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормонская церковь) придерживается мнения, что когда-нибудь в будущем могут появиться новые пророки и апостолы, и их Библия (которая уже содержит несколько книг 19 века) может быть дополнена по мере необходимости. Это единственная крупная христианская церковь, которая до сих пор придерживается открытого канона.
Канонизация Библии
Канонизация Библии
 
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Оставьте первый комментарий
 
51