ВРАКИ.НЕТ
ВРАКИ.НЕТ $$$
г. Москва
w942
 
30.04.2023
   0
В избранном  

Больше двух лет "духовник Путина" удалился из Москвы в Псков. Ч.2

Объем финансирования он также не назвал, но добавил, что в 2020 году «в связи со сложной эпидемиологической обстановкой по просьбе митрополита Тихона» «Норникель» помогал медицинским учреждениям Пскова — как и многим таким же в разных регионах страны. «Лично митрополиту Псковскому и Порховскому финансовая помощь не оказывалась», — добавил источник в «Интерросе».

 

С Федуном связаться не удалось. В «Лукойле», акционером которой он является, сообщили, что компания не перечисляет деньги Псковской епархии. По словам источника, близкого к Псковскому митрополиту, Леонид Федун «помогает епархии через собственный фонд».

Для епархии пожертвования, в том числе от крупных дарителей, это основной источник доходов. До пандемии доходная часть бюджета епархии составляла 18 миллионов рублей в год, говорит близкий друг Шевкунова, в пандемию они несколько упали. Монастырский магазин, кафе, издательство приносят очень мало денег, их нельзя назвать хоть сколько-то важным источником заработка, добавил он.

Правда, Шевкунов пытается изменить и эту сферу. Священники рассказывают, что отец Тихон любит говорить о деловых сторонах епархиальной жизни на языке крупных чиновников или сотрудников госкорпораций: «войти в программу», «податься на грант», «освоить средства». Теперь эти выражения можно услышать и от псковских священников.

«Я помню заседание, когда [митрополит] сказал: „Так, чтобы все брали гранты! “ На всех наехал немного, популярно объяснил. У меня был шок — что с этими грантами делать, куда за ними идти? Теперь проект нашего отдела „Белый цветок“ уже четвертый президентский грант получает, у них есть грамота от губернатора, что они привлекали в регион федеральные деньги. Сначала думаешь: господи, да как? А оказывается обычная бытовуха, привыкаешь и все идет по накатанной», — заявляет отец Андрей.

Сам Шевкунов продемонстрировал священникам, как надо привлекать действительно серьезные деньги. В 2019 году при его активнейшем участии появилось АНО «Возрождение культурного наследия в городе Пскове (Псковской области)», главой совета директоров которого стал бывший премьер-министр Сергей Степашин. Через эту организацию федеральный бюджет и частные жертвователи будет перечислять деньги на реставрацию псковских храмов.

Уже в 2019 году министерство культуры направило АНО полтора миллиарда рублей, среди которых были как бюджетные деньги, так и деньги прочих жертвователей — например, 100 миллионов рублей дала компания «Транснефть». Кроме того, в 2019–2024 годах только из внебюджетных источников АНО получит 12 миллиардов рублей, говорил Степашин.

Форму освоения бюджетных средств через АНО, например, активно использует мэрия Москвы — это позволяет не проводить открытые конкурсные процедуры и не разглашать своих подрядчиков (по федеральным законам 44 и 223 при госзакупках проводится открытый конкурс с указанием сумм контрактов и победителей).

Депутат Лев Шлосберг называет АНО «очень специфическим фондом». В идее выделения денег на реставрацию псковских храмов он не видит ничего плохого, но считает, что деньги могут пойти и на другие цели — например, подземный храм на две тысячи человек, о котором любит говорить Шевкунов. «Все, кто имеет отношение к культурному наследию области, в ужасе. Такие идеи вызывают оторопь, они не связаны с реставрацией объектов культурного наследия», — возмущается Шлосберг.

Саму идею создания подземного храма рядом с Псково-Печерским монастырем в самой обители объясняют тем, что паломникам и прихожанам уже не хватает вместимости небольших по размеру монастырских храмов. А близкий друг митрополита Тихона признал, что деньги АНО действительно могут пойти и на подземный храм тоже, но подчеркнул, что пока проект существует на уровне «идеи» и основным источником средств на его строительство все равно станут пожертвования «друзей» митрополита.

Как показал минувший год, деньги «друзей» митрополит может расходовать по своему усмотрению и в зависимости от текущих нужд епархии и даже области.

Деньги для больниц

В самом начале пандемии епархия пожертвовала больницам Пскова и области огромную по местным меркам сумму — 30 миллионов рублей из тех денег, которые ранее «друзья» выделили на реставрацию храмов.

«Хотели потратить эти деньги на реставрацию и противоаварийные работы в храмах, но потратили не на стены, а на живых людей. Купили одноразовые костюмы, бахилы, очки, перчатки», — рассказал настоятель храма Анастасии Римлянки и глава епархиального больничного служения, отец Евгений Ковалев.

Отец Евгений внешне похож на завсегдатая богемного кафе: берет, очки в круглой оправе, джинсы, яркий шарф, эспаньолка. «Вы не возражаете, если я без спецодежды [без рясы] буду?» — спрашивает он, заходя в приземистый, с белеными стенами храм.

В прошлом детский хирург, на протяжении трех десятков лет Ковалев накладывал гипс и зашивал рваные раны в отделении детской хирургии городской больницы Пскова. Служить в церкви начал в 2002-м. «Два года после рукоположения я работал врачом, но так получалось, что не совместить. Я опаздывал часто на прием, люди были раздражены. Или так бывало: я на приеме, а тут звонит архиерей, я отвлекаюсь. В общем, не сложилось», — вспоминает он.

В епархии иерей возглавляет отдел по больничному служению — и свою работу в пандемию считает испытанием. В епархии, рассказывает он, для священников на всякий случай купили средства индивидуальной защиты (СИЗ). В одном из таких костюмов отец Евгений ходил к своей прихожанке: «Лежала женщина в отделении гематологии — онкология, очень просила священника. Я позвонил главврачу больницы, спросил. Она лежала в отдельной палате в отдельном корпусе, зона не ковидная, как минимум не „красная“. Меня пустили — знакомые врачи до сих пор ведь остались, — я пошел в защите. Пришел, исповедовал, причастил».

В Пскове, рассказывает священник, часовни есть при каждой больнице — но с началом пандемии все клиники перешли на закрытый режим, в часовни стало не попасть. «Родственники, памятуя о том, как раньше было, просили нас прийти исповедовать умирающего от ковида родственника, но мы не могли, в „красную“ зону нас не пускали», — вспоминает священник.

Для обеих сторон это было тяжело: «Словом помогали, разговаривали с людьми по телефону. И конечно, утешали родственников: они на изоляции, в храм прийти не могут. Но звонят, звонков много. Зная имена, мы молились. Это наша самая главная помощь — молитва».

— А передать можно что-нибудь больному? Иконку, святой воды?

— Бывает, что человек беспомощен, в измененном состоянии, в спешке идет в больницу, нет у него молитвослова — передаем как-то святую воду и молитвослов, Священное Писание. И ждем выздоровления.

— Вам звонят, говорят, что страшно умирать?

— Больные, с которыми я общался, просят об исповеди и причащении. Вы поймите, те люди, которые за этим обращаются, долго живут ежедневной церковной жизнью. И если так получилось, что человека вырвали из привычной жизни, он в определенном смысле к испытаниям готов. И озлобления и страха нет. Даже если нет лекарств, если сделать ничего нельзя, на врачей не злятся.

Отец Евгений убежден — в отличие от своего предшественника, митрополита Евсевия, Тихон Шевкунов действует во благо епархии. При этом его деятельность уже выходит за рамки собственно церковной жизни. Часть денег, вырученных от продажи епархиального дома, будет передана псковским больницам для покупки лекарств, обещает Ковалев: «Они просят около пяти миллионов».

С помощью все тех же «друзей» в городе Печоры планируется построить новую больницу, говорит близкий друг Шевкунова: «Она будет оснащена всем необходимым — КТ, может, МРТ. Это не благотворительность — что-то даст областной бюджет, хотя большинство средств выделят инвесторы. Прибыль проекта будет идти за счет того, что в больнице будут лечиться по системе ОМС».

По словам источника в Псково-Печерском монастыре, у митрополита есть грандиозные планы обустройства города Печоры — и превращения его в «образцовый городок Северо-Запада России».

Шевкунов как политик

По мнению депутата Льва Шлосберга, Шевкунова сейчас можно назвать самым влиятельным политиком Псковской области. «Для него, как мне представляется, церковь и государство не разделены, он успешно совмещает обе кафедры, его это устраивает», — считает он.

Первым делом митрополит намерен привести в порядок канализацию — и в обители, и в городе. «В монастыре, как и во всем городе, нормальной канализации нет, а чтобы сделать ее в монастыре, надо сделать во всем городе. Ростуризм выделил на эти цели 300 миллионов рублей, но, как часто бывает, по факту ничего не сделали. Сейчас вот занимаемся проектом», — говорит со смехом собеседник «Медузы» в Псково-Печерском монастыре.

Кроме того, в Печорах появится «Дом бабушки» — место, где будут принимать стариков, которые не хотят покидать свои дома, но хотели бы отдохнуть или, например, привести себя в порядок в месте со всеми удобствами. Позже такие «дома» могут появиться по всей области.

Митрополит Тихон хочет превратить Печоры в «образцовый городок» 

Еще один план псковского митрополита — создание в регионе системы клубов с небольшими месячными взносами, где небогатые люди (к примеру, студенты) могут поесть в столовой или посетить кружки. Это будет совместный проект с администрацией региона.

Не все идеи митрополита нравятся жителям Печор. В частности, он планировал разместить монастырскую семинарию в муниципальном лагере имени Космонавтов на территории Печор, в лагере летом тренировались спортсмены-лыжники из городской спортивной школы. Домики лагеря расположены в сосновом бору. «Это один из самых красивых сосновых боров, и мы рассчитываем именно в этом прекрасном месте сделать целый городок, который будет нашей Псково-Печерской семинарией имени архимандрита Иоанна Крестьянкина. Здорово?» — говорил в фильме, посвященном организации семинарии, митрополит Тихон.

Но жители города восприняли планы митрополита как захват. «Я думаю, что святой Иоанн Крестьянкин, в честь кого будет названо это место, никогда бы не дал согласия на снос детского лагеря, даже ради семинарии. Еще интереснее вопрос: почему молчит наша администрация и наши депутаты? Или их не волнует отдых своих же детей, а значит — судьба лагеря? При старом настоятеле и других лагерь поддерживали и чем могли помогали. Так почему, Владыка Тихон, и вам [лагерь] не трогать, а помочь лагерю?» — писала в группе, посвященной сохранению лагеря, жительница Печор и тренер лагеря Эльвира Строителева.

В саму группу вступило около 400 человек, а местные жители собрали несколько сотен подписей под обращением к губернатору. В итоге региональные власти заявили активистам, что закрытие лагеря не планируется. Как говорит один из источников, митрополита очень задел этот конфликт, а защитники лагеря его обидели: он считал, что сносит устаревшие строения, в местном патриотизме он усмотрел корысть. «Он приходит, видит: о, хорошее место, мы здесь делаем. У него нет каких-то пределов, он считает себя человеком, который может принимать решения», — говорит об этом противостоянии Лев Шлосберг.

Противостояние случилось и в Пскове. Возле стадиона «Электрон», который находится неподалеку от храма Жен Мироносиц, должен появиться парк «Россия — моя история» (проект Тихона Шевкунова), а рядом с ним — «гуманитарный центр», в него должен войти и сам стадион. Запланированная высота «центра» — 36 метров, в нем может разместиться и помещение под гостиницу.

По словам Шлосберга, ранее на этой территории нельзя было строить здания высотой более 17 метров, под охранную зону попадал весь центр города. Сейчас у каждого храма своя отдельная охранная зона, которую определяют депутаты законодательного собрания, они изменения согласовали. Защитники стадиона после этого разместили в своей группе фотографию миниатюры «Мучение иерея» из одной из церковных книг. «Один архиерей при жизни впал в стяжательство и грязную политику, посягнул на народную собственность — стадион „Электрон“ в Пскове и детский спортивный лагерь имени Космонавтов в Печорах, — за что попал в преисподнюю и побиваем камнями», — подписали они ее.

«Слишком яркий и слишком идейный» 

«Просвещенный русский националист, прогрессивный церковный администратор с государственнической линией и человеческим лицом — довольно редкий тип архиерея», — так характеризует Шевкунова Николай Митрохин.

«Он делает то, чего хотелось бы церковной интеллигенции, но политические цели у него другие. Идея у него такая: мы все русские, граждане России, но нашу любовь к России надо модернизировать теми же парками „Россия — моя история“», — добавляет Митрохин.

«Митрополит Тихон — это пример того, каким может стать православный священник, если у него ампутировать его финансовый аппетит», — говорит Андрей Кураев. По его словам, это встречается в двух случаях: либо человек совершенный бессребреник, либо у него есть почти неограниченный доступ к финансовым ресурсам. «В случае с отцом Тихоном, я думаю, сочетание первого и второго — он и сам вполне скромен, и при этом у него, учитывая его знакомства, есть доступ к ресурсам, о которых мечтал бы любой епископ в России», — полагает Кураев.

Он приводит пример: во время пандемии священники столкнулись с дилеммой: нужно закрыть храмы и защитить прихожан от вируса, но «жить-то на что, если людей не пускать?». Перед Шевкуновым, который закрыл псковские храмы еще в марте 2020 года, такой выбор не стоял, считает Кураев: «Он может позволить себе роскошь поступать и по христианским, и по гуманистическим убеждениям».

На федеральном уровне митрополит Тихон сохраняет образ священнослужителя-государственника, ультраконсерватора, близкого к власти, но внутри епархии и для священников и верующих из других регионов создается другой имидж — крепкого хозяйственника, который не забывает о молитвах, но может и пошутить.

В Пскове формируется не самый типичный для РПЦ способ существования епархии — организации, которая не боится идти в мир, борется за сферы влияния в благотворительной, медицинской и даже коммунальной сферах. В чем-то это похоже на развитые миссионерские службы католической церкви. Собеседник, близкий к руководству митрополии, сходство признает, но не видит в нем ничего предосудительного: «В православии это тоже было и должно развиваться».

Николай Митрохин не исключает, что деятельность Тихона в Пскове может выглядеть как предвыборная кампания на пост патриарха. «Среди духовенства есть молодое городское поколение священников — у них есть требование церкви с человеческим лицом, которая соответствует современным запросам среднего класса. У них есть запрос на простого и доступного архиерея, а если он еще не чужд современных технологий — это просто супер», — говорит ученый. Но тут же добавляет, что ни рядовые священники, ни тем более миряне патриарха выбирать не будут, поэтому очков в условной предвыборной кампании отцу Тихону все это не приносит: «Многим архиереям такие практики, наоборот, не нужны».

Возможной промежуточной целью отца Тихона Митрохин считает пост митрополита Санкт-Петербурга — по чину это действующий член Священного синода, который имеет более статусные претензии на патриарший пост. «Он культуре не чужд, разговаривает современно, может священников чему-то научить. Это может нравиться Путину и его окружению не из числа православных чекистов, настроенных на поиски „вневременной“ и „древней“ святости афонского типа. Но нет свидетельств того, что президент и его администрация могли бы продавить назначение санкт-петербургского митрополита в РПЦ или другого постоянного члена Синода», — заявляет Митрохин.

В числе архиереев, которые с большей вероятностью могут в будущем занять пост патриарха, Митрохин называет главу отдела внешних церковных сношений митрополита Илариона, митрополита Киевского Онуфрия, митрополита Санкт-Петербургского Варсонофия. У всех трех есть группы поддержки среди архиереев, говорит ученый.

Андрей Кураев в оценке патриарших перспектив еще более пессимистичен. Во-первых, митрополит Тихон не занимал должностей, на которых мог бы помочь своим людям войти в высшую церковную элиту и создать собственную влиятельную группу поддержки, говорит он.

«Во-вторых, он известен как честный монах, идейный человек, а это как раз может напрягать „князей церкви“. Насколько я понимаю, епископат устал от Кирилла, от его нервозности, от постоянной имитации бурной деятельности, от указивок, которые горами валятся из Москвы, от требований отчетов. Им хотелось бы от этого отдохнуть и просто насладиться полнотой своих жизненных ощущений, — говорит Кураев. — Их можно сравнить с партийной элитой КПСС времен раннего Брежнева. Она могла бы найти кандидатов на пост генсека поинтереснее и поталантливее, но захотела отдохнуть после сверхнапряжения Сталина и реформ Хрущева: „Ленечка серенький, никакой, но сам живет и другим дает жить“. В епископате сейчас желаем именно такой патриарх, а Тихон слишком яркий и слишком идейный человек, чтобы выступить гарантом тихого мещанско-олигархического счастья для епископов».

Близкий друг отца Тихона заверил корреспондентов, что митрополит не стремится к патриаршему чину: «Это не свобода, а он не хочет терять свободу. На посту патриарха ты себе не принадлежишь».

Больше двух лет духовник Путина удалился из Москвы в Псков. Ч.2
Больше двух лет духовник Путина удалился из Москвы в Псков. Ч.2
 
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Оставьте первый комментарий
 
51