Основной особенностью невроза является искажение истинного Я человека. Задача лечения невроза заключается в том, чтобы возвратить человеку его подлинное "я", помочь восстановить его искренность и обрести внутренний центр.
В своих трудах Карен Хорни вводит три ключевых понятия: подлинное Я, наличное Я и идеальное Я.
Подлинное Я представляет собой набор объективных, сущностных черт личности, которые формируют ее уникальность (темперамент, способности, таланты, наклонности). Это те задатки, которые могут быть реализованы при оптимальных условиях.
Идеальное Я – это черты личности, порожденные воображением. Оно включает в себя иллюзорные, недостижимые характеристики, которые не могут стать реальностью.
Наличное Я – это то Я, которое существует в данный момент. Оно содержит как элементы подлинной натуры, так и невротические аспекты.
Невроз приводит к отчуждению человека от его истинного Я, в сторону идеального образа. Это создает ненависть к себе, к тому Я, которое не соответствует мечте.
Как это происходит? Когда человек смещает "центр тяжести" своей личности на идеальное Я, он не только возвышает себя, но и искажает восприятие своего наличного Я (т.е. того, какое оно есть сейчас).
Идеальное Я становится не просто целью, к которой стремятся, но и мерой оценки настоящего. И то, что имеется в данный момент, на фоне недостижимого совершенства, выглядит ничтожным и начинает вызывать презрение. Более того, текущее Я начинает восприниматься как препятствие на пути к идеалу. Таким образом, человек оказывается в ловушке ненависти к своему наличному Я, т.е. к самому себе.
Представим себе двоих людей. Один – это уникальное, идеальное существо, а другой – это чуждое, постороннее Я (наличное Я), которое постоянно мешает. Как бы человек ни старался укрыться от своего наличного Я, оно всегда будет с ним. Он может достигать успехов, его жизнь может складываться благоприятно, или он может мечтать о фантастических достижениях, но при этом всегда будет ощущать себя неполноценным и уязвимым. Ему будет постоянно казаться, что он обманщик, самозванец, подделка, и эти чувства невозможно объяснить. Потому что его наличное Я всегда рядом.
Наличное Я воспринимается как оскорбительная ошибка, нечто чуждое, в котором скрывается идеальное Я. И это ошибочное восприятие обращается к себе с ненавистью и презрением. Но на самом деле наличное Я выступает жертвой идеального Я.
Яркой характеристикой невротика становится его внутренняя борьба. Это первый конфликт, который возникает, когда гордыня (в форме идеального Я) сражается с недостатками наличного Я.
Второй конфликт, по словам Карен Хорни, представляет собой центральную борьбу невротика между гордыней (идеальным Я) и подлинным Я.
Здесь происходит столкновение между здоровыми и невротическими силами. Здесь происходит борьба за жизнь нашего истинного Я. Следовательно, существуют два вида ненависти у невротика: ненависть к наличному Я с его недостатками и ненависть к своему подлинному Я.
Мы ненавидим себя не потому, что не имеем ценности, а из-за желания перевоплотиться, достичь большего. Ненависть возникает вследствие разрыва между тем, кем мы могли бы стать, и тем, кем мы являемся сейчас. И этот раскол – не просто расхождение, это настоящая жестокая война.
Всё это приводит невротика к отчуждению от самого себя. Он перестает испытывать какие-либо позитивные чувства к себе. Поэтому важным шагом к выздоровлению станет осознание невротиком того, что он наносит себе вред. И прежде чем это осознание приведёт к конструктивным действиям, невротик должен научиться ощущать и жалеть себя.
Невротик не всегда осознает, что испытывает ненависть к себе, и в особенности масштаб нанесенного себе ущерба. Однако почти все невротики понимают последствия своей ненависти: ими владеют чувство вины и неполноценности, ощущение давления и страдания. Но они не осознают, что сами создают эти страдания и так низко себя оценивают. Вместо того чтобы страдать от подавленности, они порой гордятся “отсутствием эгоизма”, “жертвенной любовью”, “преданностью долгу”, что может скрывать множество их внутреннего недовольства.
Подлинное Я представляет собой набор объективных, сущностных черт личности, которые формируют ее уникальность (темперамент, способности, таланты, наклонности). Это те задатки, которые могут быть реализованы при оптимальных условиях.
Идеальное Я – это черты личности, порожденные воображением. Оно включает в себя иллюзорные, недостижимые характеристики, которые не могут стать реальностью.
Наличное Я – это то Я, которое существует в данный момент. Оно содержит как элементы подлинной натуры, так и невротические аспекты.
Невроз приводит к отчуждению человека от его истинного Я, в сторону идеального образа. Это создает ненависть к себе, к тому Я, которое не соответствует мечте.
Как это происходит? Когда человек смещает "центр тяжести" своей личности на идеальное Я, он не только возвышает себя, но и искажает восприятие своего наличного Я (т.е. того, какое оно есть сейчас).
Идеальное Я становится не просто целью, к которой стремятся, но и мерой оценки настоящего. И то, что имеется в данный момент, на фоне недостижимого совершенства, выглядит ничтожным и начинает вызывать презрение. Более того, текущее Я начинает восприниматься как препятствие на пути к идеалу. Таким образом, человек оказывается в ловушке ненависти к своему наличному Я, т.е. к самому себе.
Представим себе двоих людей. Один – это уникальное, идеальное существо, а другой – это чуждое, постороннее Я (наличное Я), которое постоянно мешает. Как бы человек ни старался укрыться от своего наличного Я, оно всегда будет с ним. Он может достигать успехов, его жизнь может складываться благоприятно, или он может мечтать о фантастических достижениях, но при этом всегда будет ощущать себя неполноценным и уязвимым. Ему будет постоянно казаться, что он обманщик, самозванец, подделка, и эти чувства невозможно объяснить. Потому что его наличное Я всегда рядом.
Наличное Я воспринимается как оскорбительная ошибка, нечто чуждое, в котором скрывается идеальное Я. И это ошибочное восприятие обращается к себе с ненавистью и презрением. Но на самом деле наличное Я выступает жертвой идеального Я.
Яркой характеристикой невротика становится его внутренняя борьба. Это первый конфликт, который возникает, когда гордыня (в форме идеального Я) сражается с недостатками наличного Я.
Здесь происходит столкновение между здоровыми и невротическими силами. Здесь происходит борьба за жизнь нашего истинного Я. Следовательно, существуют два вида ненависти у невротика: ненависть к наличному Я с его недостатками и ненависть к своему подлинному Я.
Мы ненавидим себя не потому, что не имеем ценности, а из-за желания перевоплотиться, достичь большего. Ненависть возникает вследствие разрыва между тем, кем мы могли бы стать, и тем, кем мы являемся сейчас. И этот раскол – не просто расхождение, это настоящая жестокая война.
Всё это приводит невротика к отчуждению от самого себя. Он перестает испытывать какие-либо позитивные чувства к себе. Поэтому важным шагом к выздоровлению станет осознание невротиком того, что он наносит себе вред. И прежде чем это осознание приведёт к конструктивным действиям, невротик должен научиться ощущать и жалеть себя.
Невротик не всегда осознает, что испытывает ненависть к себе, и в особенности масштаб нанесенного себе ущерба. Однако почти все невротики понимают последствия своей ненависти: ими владеют чувство вины и неполноценности, ощущение давления и страдания. Но они не осознают, что сами создают эти страдания и так низко себя оценивают. Вместо того чтобы страдать от подавленности, они порой гордятся “отсутствием эгоизма”, “жертвенной любовью”, “преданностью долгу”, что может скрывать множество их внутреннего недовольства.