Екатерина Николаевна Глущенко
ВРАКИ.НЕТ
ВРАКИ.НЕТ $$$
г. Москва
 
   0
В избранном  

Первый бал Н. Ростовой (анализ)

Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. (А.К. Толстой).

Бал в Петербурге

В XIX столетии бал представлял собой значимую составляющую быта дворянского сословия. Исследователь отметил, что на балу «реализовывалась общественная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе; он был дворянин в дворянском собрании, человек своего сословия среди своих»

Вместе с тем, на своем первом петербургском балу Наташа Ростова не сразу совсем чувствует себя своей, эмоциональное состояние героини сравнивается с лесом, настолько она — в смятении.
В отличие от московского бала, устроенного Иогелем, этот праздник — строго церемониален. Устроители — хозяин и хозяйка бала, обращаются к прибывшим на французском: «Очень, очень рады вас видеть». Вначале девушка поднимается по ступенькам, перемещается по полу, который устлан красным сукном — так показывается символическое восхождение к абсолютно новому в жизни героини. В своем пространстве Наташа — одна, хотя с ней — родственники, Перонская. Смутно, в зеркале, Ростова видит свое отражение, которое сливается с остальными. Вместе с тем, героиня не станет «кем-то из толпы»: она естественна и полна живой прелести, чем выделяется из чопорного светского общества. Наташа словно существует в отдельном пространстве и времени, вне суетного, скованного условностями, света.

Смысл вальса с князем Андреем

Бал начинается с того, что входит государь, звучит полонез. В этой сцене сохраняется порядок танцев: пары строятся последовательно, начиная от государя с хозяйкой, затем — министры, чиновники, светские лица. Первый танец героиня пропускает, находясь в дальнем углу и ожидая приглашения. Толстой не случайно выстраивает события таким образом: Наташа Ростова не может участвовать в официальном, формальном действии — это бы противоречило ее живой, тонкой натуре. Образ героини раскрывается именно с помощью танца: завораживающий вальс с князем Андреем соответствует искренней сути Наташи, и словно возвращает Болконского к жизни. Именно этот танец является центром композиции эпизода. На балу, где даже время отмечено церемонностью, время Наташи другое: длящееся и будоражащее — на пути в гостиную, наивное и мечтательное — когда Перонская представляет знатных гостей, отчаянное — во время ожидания приглашения на танец, быстрое и легкое, как мотылек — после вальса с князем Андреем и остальных танцев.

Функции бальных эпизодов в произведении

Бальных сцен в романе «Война и мир» — несколько, им присущ ряд художественных функций. Основная из них — характерологическая, направленная на создание образа Наташи Ростовой. Он является центральным и полным: представлен портрет героини, переживания передаются внутренними монологами. Необычность Наташи показывается через речевые характеристики остальных героев. Антитеза с Элен, чья безусловная красота — будто покрыта лаком, подчеркивает, что Наташа — непосредственная и настоящая.

Бал, благодаря живому восприятию Ростовой, становится выражением радости, наполненности. Он является переходным событием для Наташи. Она — уже не тот грациозный ребенок, что веселился на московском балу: перед ней открывается другая, взрослая жизнь.
Лотман, Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века) / Ю. Лотман. – СПб.: Искусство, 1994. (415 с.) – С. 17.
Первый бал Н. Ростовой (анализ)
Смотреть видео
Первый бал Н. Ростовой (анализ)
 
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Оставьте первый комментарий
 
51